Исследования развития ценностных ориентаций будущих педагогов

Исследования развития ценностных ориентаций будущих педагогов

Исследования развития ценностных ориентаций будущих педагогов

Исследования развития ценностных ориентаций является одной из приоритетных проблем в современной науке, особенно в условиях кардинальных изменений, происходящих в нашей стране. Растущая необходимость формирования нравственности и гражданской направленности личности в процессе профессиональной подготовки молодежи приводит к повышению научного интереса к изучению закономерностей становления ценностных ориентаций, в частности, будущих педагогов. Поскольку профессия педагога относится к деятельности типа «человек-человек» и предполагает идею гуманности, то именно система ценностных ориентаций занимает особое значение в становлении профессионализма.
Учитывая это, основным измерением современного педагогического образования должна стать антропологически-ценностный, аксиологический. Предпосылкой и одновременно результатом подготовки, воспитания педагога в высшей школе является формирование у студента системы ценностных ориентаций, которые определяют мотивацию, целеустремленность, мировоззренческую убежденность и социальную активность личности.
Проблема становления и развития ценностных ориентаций личности, в частности молодежи, находится в центре внимания ученых. Интересными, на наш взгляд, является исследование Н.Кириловою ценностных ориентаций в структуре интегральной индивидуальности старших школьников; изучение Ж. Омельченко процесса формирования общечеловеческих
ценностей у учащихся, а также обоснование А. Лазарук ценностей молодого человека. Все эти исследования интересны с точки зрения обще-психологического анализа системы ценностей.
Ценности как одно из центральных личностных образований проявляют сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают влияние на все стороны деятельности. Поэтому естественно, что овладение системой ценностей, которая характеризуется индивидуальным наполнением, приобретает статус життевориентацийних принципов и установок, которые нераздельно связаны с направленностью деятельности личности. По этому поводу С.Л. Рубинштейн отмечал, что деятельность человека относительно удовлетворения ее непосредственных жизненных потребностей во многом вызвана общественной шкале ценностей. Это справедливо, ведь в удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно-полезного действия реализуется отношение индивида к обществу и, соответственно, к самому себе как частицы социума.
Следует отметить, что направленность личности обусловлена ​​не только ее ценностных ориентаций, но и психологическим образованием, названное А.Н. Леонтьевым «личностным смыслом». Ценностные ориентации занимают центральное место в психической регуляции поведения человека. А для личности будущего педагога ценностные ориентации — это социальные ценности, которые выступают в качестве стратегических целей его деятельности, занимают важная ступень в мотивационно-регулятивной системе поведения и профессиональной деятельности и влияют на содержание и направленность его потребностей, мотивов и интересов.
Сегодня изучению ценностно-смысловой сферы личности уделяется значительное внимание, поскольку именно она выступает в качестве центрального компонента детерминации поведения человека. Поэтому достаточно интересным является анализ проявления ценностных приоритетов будущих педагогов.
С этой целью мы провели эмпирическое исследование, к которому были привлечены 182 студенты, обучающиеся на педагогическом факультете педагогического университета и педагогического колледжа (вузов I-II уровней аккредитации). Из них 105 человек — студенты I курса, и 77 — студенты IV курса.
Для достижения поставленной цели исследования мы использовали методику Ш. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева). Она состоит из двух частей, которые отличаются диагностическими целями. Первая часть опросника («Обзор ценностей»), предназначенная для изучения нормативных идеалов, ценностей личности на уровне убеждений, которые имеют влияние на личность в целом, но не всегда оказываются в реальном поведении. Вторая часть опросника («Профиль личности»), направленная на изучение реально действующих ценностей личности, индивидуальных приоритетов, которыми она руководствуется в своем поведении.
Анализируя ценности различных культур, а также религиозные и философские труды, Ш. Шварц выделил универсальные ценности, сгруппировал их и определил десять типов ценностей, соответствующих мотивационным целям: самостоятельность, стимуляция, гедонизм, доброжелательность, универсализм, достижения, власть, конформизм, безопасность, традиция. Именно они и позволяют построить ценностный портрет студенческой молодежи.
Эмпирическое изучение мотивационных типов ценностей будущих педагогов в частности, студентов 1-х и 4-х курсов, позволило установить иерархию их ценностей.
Одно из первых мест занимает также щедрость, в основе которой — благотворительность, которая является производным от стремления позитивного взаимодействия с близкими и направлена ​​на обеспечение благосостояния людей путем уважения, честности, ответственности, умением прощать, настоящей дружбой. Не менее важна такая ценность как самостоятельность. Она выражается в стремлении к упавшего мышления, самостоятельного принятия решений, выбора деятельности, творчества и активности. Такое расположение этой ценности свидетельствует о ее важности. Ведь для студентов 18-23 лет это естественно и закономерно, что является свидетельством их личностного и профессионального становления.
Уважение, принятие и соблюдение традиций будущие педагоги поставили на 5 место в рейтинге. Мотивационный тип ценности достижения, целью которого является личный успех будущие педагоги наделили средним ранговым местом. Они считают, что личный успех (влиятельность, успешность, высокий уровень интеллекта) не является наиболее важными в жизни. Также ценность конформизма не является ведущей для этой группы респондентов. Последние позиции в иерархии ценностей будущих педагогов занимают ценности власти, стимуляции и гедонизма. Это указывает на отсутствие стремления к наслаждению от жизни, к удовольствию. Стремление к изменениям, к новизне, к многообразию жизни для студентов не важны. У них нет потребности в доминировании и контроле.
Анализируя выборы ценностей на поведенческом уровне мы наблюдали совпадение выбора ценностей. Так вполне совпали ценности универсализма, безопасности и достижения. У студентов 4-го курса совпадают также стимуляция и гедонизм.
Однако существуют и некоторые различия в рангах. Такие ценности как традиции, конформность и власть поднялись на высшие ранги в списке ценностей. А щедрость, напротив, спустилась на несколько рангов ниже. Стимуляция студентов 1-го курса заняла последнюю позицию. Наблюдается негативная тенденция к снижению ценности самостоятельность на поведенческом уровне у студентов 1-го и 4-го курса. Таким образом, наблюдаются некоторые различия между теми ценностями, которые студенты принимают за эталон, образец и теми, которыми они руководствуется в своей реальной поведении. Это может быть обусловлено неуверенностью в себе или определенным негативным опытом в принятии самостоятельных решений, не желание брать на себя ответственность, которая вытекает из самостоятельности.
Такие ценности как достижение, самостоятельность и стимуляция занимают довольно низкие ранги студентов на поведенческом уровне. По нашему мнению, это является негативным признаком. Ведь именно эти ценности в определенной степени направляют не только личностное развитие будущих педагогов, но и их профессиональное становление. В студентов должна сложиться система профессионально-ценностных ориентаций, которые будут определять отношения личности к особенностям профессии, отражать содержательную сторону, основу профессиональной деятельности, ее цели, а средства будут регулировать поведение личности в профессиональной деятельности.
Но несмотря на существующие различия между определенными ценностями, можем утверждать о высоком уровне согласованности между нормативными и поведенческими ценностями. Проведенный корреляционный анализ также показал достаточно высокий связь между нормативными идеалами и поведенческими проявлениями. В частности, для первого курса он составляет 0,8, а для четвертого — 0,65. Полученные коэффициенты корреляции достоверны на 5% -ном уровне значимости.
Ценностные ориентации является важным социально психологическим образованием, принимает участие во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Как высший уровень в системе ценностей они формируются под влиянием общественных факторов, обусловленных системой воспитания и обучения. Ценностные ориентации вообще, и студенческой молодежи, в частности, выступают как личностная система, связанная с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.
В процессе профессионального обучения формируются определенные структурно-содержательные особенности ценностно-смысловой сферы студентов. Поэтому актуальным остается вопрос ценностного самоопределения студенческой молодежи, в частности, будущих педагогов.
В результате проведенного исследования выявлена ​​некоторая тенденция будущих педагогов к большему взаимодействию между ценностями-намерениями и их реализацией. И все же существующие различия в выборе ценностей указывают на то, что происходит как личностный так и профессиональное развитие будущих педагогов, который сопровождается определенными внешними и внутренними противоречиями, в ходе которых и происходит изменение ценностно смысловой сферы.
Дальнейшие научные исследования предусматривают определение связи личностных и ценностно-смысловых характеристик будущих педагогов на этапе их профессионализации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Образование и информационно-коммуникационные технологии

Похожее ...

Добавить комментарий