Коррекционно-воспитательная работа в школе- интернате

Коррекционно-воспитательная работа в школе- интернате

Коррекционно-воспитательная работа в школе- интернате

Коррекционно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа является составляющими единой системы специального образования в школе-интернате для умственно отсталых детей. Целенаправленное преодоление и ослабление недостатков у детей с нарушениями психофизического развития повышают эффективность обучения и воспитания детей и облегчают процесс овладения необходимыми для ученика знаниями, умениями, навыками, способствуют формированию и развитию жизненных компетентностей детей с особыми потребностями и становлению личности в целом.
Коррекционно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа являются составляющими единой системы специального образования в школе-интернате для умственно отсталых детей. Целенаправленное преодоление и ослабление недостатков у детей с нарушениями психофизического развития повышают эффективность обучения и воспитания детей и облегчают процесс овладения необходимыми для учащегося знаниями, умениями, навыками, способствуют формированию и развитию жизненных компетентностей детей с особенным потребностями и становлению личности в целом.
Задачами школы-интерната является обеспечение прав умственно отсталых детей на получение определенного образовательного уровня среднего образования путем специально организованного учебно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой, медицинской реабилитацией.
Контингент детей с легкой умственной отсталостью, особенности отклонений, обусловленные ими направления коррекционно-развивающего воздействия, перспективы интеграции в современное общество основополагающими предпосылками разработки стратегии и тактики работы школы-интерната для умственно отсталых детей. Они предусматривают как вариативность содержания, так и форм образования с учетом особенностей, затруднений и возможностей социально-трудовой адаптации в условиях рыночной экономики.
С первых дней пребывания ребенка в школе-интернате осуществляется комплексное психолого-педагогическое и медицинское обследование каждого ребенка.
Членами школьного ПМПК проводятся психолого — педагогические консультации, направленные на изучение системы педагогических воздействий, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения. Ежегодно педагогическими работниками, логопедом, психологом изучается состояние психического развития, познавательных возможностей учащихся, направленных в школу-интернат.
Контингент школы-интерната составляют учащиеся с диагнозом: легкая умственная отсталость. Дети с умственной отсталостью требуют создания особых условий обучения и воспитания.
Спецификой обучения и воспитания умственно отсталых детей в школе-интернате являются:
1. Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с умственной отсталостью;
2. Использование приемов и средств учебной, игровой и трудовой деятельности;
3. Дифференцированный подход, перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;
4. Дозировка учебных нагрузок;
5. Применение специальных форм и методов обучения;
6. Для детей, которые имеют специфические речевые нарушения, организованные занятия по развитию речи;
7. Укомплектованы и функционируют группы лечебной физкультуры и специальные медицинские группы;
8. Работа с детьми высокого уровня тревожности, с детьми, которые испытывают трудности в общении;
9. Работа с детьми-сиротами и детьми, которые находятся под опекой, и с детьми «группы риска».
10. Коррекция сенсорной сферы детей, стимулирование и развитие их эмоциональной, познавательной и речевой активности;
11. лечебно-восстановительной работы;
12. Приоритетная ориентация детей на трудовую деятельность;
13. Работа по социально-психологической адаптации и самореализации учащихся как приоритетное направление деятельности школы-интерната.
Эти направления взаимодействуют в коррекционно-развивающей и учебно-воспитательном процессе, дополняют друг друга. Каждый из них направлен на исправление и преодоления специфической группы нарушений.
Эффективными формами проведения психокоррекционных занятий являются: сюжетно-ролевые игры; инсценировки сказок и учебных ситуаций; использование психогимнастике; занятия по развитию социальной уверенности; игровая психокоррекция трудностей общения младших школьников; занятия по профилактике правонарушений; тренинговые занятия по образованию «Равный-равному»; тренинговые занятия по предотвращению торговли детьми и эксплуатации детского труда.
Эффект индивидуальных и групповых коррекционных занятий проявляется в снижены тревожности, агрессии, в проявлении желание учиться, общаться с одноклассниками, в повышении успеваемости в результате активизации мышления, памяти, восприятия, улучшение внимания и самоконтроля, возможности саморегуляции поведения. Повышается социальная направленность деятельности детей, их готовность прийти на помощь сверстнику.
Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий оцениваются мониторинговым исследованиям и наблюдениям за поведением и состоянием здоровья детей.
Реализация системы психокоррекционной помощи ученикам с умственной отсталостью с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития обеспечивает их успешную социальную реабилитацию и адаптацию.
Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения способствует полноценному изучению индивидуальных особенностей учащихся с учетом их психических и медицинских показателей и развития и коррекции потенциальных возможностей детей с умственным отклонением.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на: коррекцию недостатков развития познавательных процессов; коррекцию речевого развития; коррекцию эмоционально-волевой сферы; коррекцию нарушений моторики, физического развития; коррекцию социального поведения; формирование навыков пространственного, социально-бытового ориентирования, психокоррекции; создание предпосылок для социальной реабилитации и интеграции, развитие самостоятельности и жизненно важных компетенций умственно отсталых учащихся.
Целенаправленное проведение оздоровительно-лечебных упражнений позволяет исправить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья учащихся.
Специальные групповые и индивидуальные занятия по коррекции исправления недостатков речи, коррекции недостатков развития, социально-бытового ориентирования, ритмики, лечебной физкультуры способствуют получению знаний, формированию и развитию жизненных компетенций умственно отсталых учащихся, а именно: навыков самообслуживания, коммуникативной деятельности, самопознания и сознательного регулирования и поведения в социуме. Учитывая все индивидуальные и возрастные особенности, а также перспективы развития детей, строится работа с ними в группах (по развитию речи, лечебной физкультуры, групповые психокоррекционные занятия, работа кружков и внеклассная коррекционная работа).
Коррекционно-восстановительная работа является составной единой системы специального образования в школе-интернате для умственно отсталых детей. Целенаправленное преодоление и ослабление недостатков повышают эффективность обучения и воспитания детей и облегчают процесс овладения необходимыми для учащихся знаниями, умениями, навыками, становление личности в целом.
Трудовая подготовка воспитанников имеет общетрудовыми, общетехнический характер. На ее основе ученики учатся одной из рабочих профессий в сфере материального производства, обслуживания.
Социально-экономические изменения развития районов, в которых проживает большинство учеников школы-интерната и учета возможности трудоустройства по месту их проживания, позволяют осуществлять профессиональное обучение учащихся 4-9-х классов по таким трудовыми профилям.
Разработана система по развитию профессионально-трудовой компетентности в условиях школы-интерната дает эффективные результаты. Это соответствует достаточному уровню профессионально-трудового обучения учащихся.
Одной из составляющих содержания работы школы-интерната является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и посильного участия в общественно — полезной деятельности, обеспечения системы социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество.
Педагогический коллектив, психологическая служба, медицинский персонал школы-интерната с целью коррекции профессиональной направленности учащихся направляют свою работу на: предоставление информации о путях образования и приобретения профессии учащимися после окончания школы-интерната; индивидуально-профилактические и групповые занятия, разъяснительные беседы по формированию оптимистического отношения к профессиональному будущего; знакомство девятиклассников с различными профессиями, воспитывая уважительное отношение к ним, как социально равноправных; экскурсии в ПТУ; формирование у подростков жизненных навыков на основе здорового образа жизни; формирование компенсаторных возможностей в развитии для обеспечения оптимальной интеграции в современное общество.
Широко используются нетрадиционные формы работы: деловые игры, анкетирование, тестирование, консультирование, экскурсии, выставки изделий изготовленных на уроках трудового обучения и кружках.
Утверждение современной парадигмы образования, необходимость решения коррекционно-компенсаторных задач, масштабность и многоаспектность проблем, стоящих перед школой-интернатом, требуют применения специфических методов, видов и форм работы на уроках, а также внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий.
Педагогический коллектив школы-интерната рассматривает инновационность, прежде всего, как личностную ориентированность, гуманистическую и компетентную направленность. Среди инновационных подходов, которыми характеризуется деятельность школы-интерната по организации научно-исследовательской и экспериментальной работы следует отметить следующие: полноценная реализация компенсаторных и потенциальных возможностей
развития и обучения учащихся; обязательная организация такого учебно-воспитательного процесса, где ставится цель, которой надо достичь; доминирование качественной содержательной оценки, когда анализируются достижения ученика или его ошибки; творческое усвоение определенной суммы базовых знаний.
Так, учителями начальных классов используется педагогическая технология — интерактивное обучение (в парах или малых группах), практикуется проведение нетрадиционных уроков-сказок, театрализованных уроков, комплексных занятий по одной теме на уроках по различным предметам школьного курса. Использование интерактивных методов на уроке: «мозговой штурм», «ледокол», «мозаика» и другие, с учетом психофизических особенностей учащихся.
Компетентностный подход, современные формы и методы обучения применяются при преподавании предметов естественнонаучного цикла, проводятся уроки-игры: «Слабый цепочка», «Зоркий глаз — острый ум», «Тематические острова»; экономическая игра «Сильный в цепочку», игра — соревнование «Математический брейн-ринг», уроки-путешествия, КВН и тому подобное.
Проводятся уроки с использованием современных интерактивных технологий: «микрофон», «работа в группах», «работа в парах», «мозговой штурм», «Карусель», «Аквариум» и другие.
Учителями предметов гуманитарного цикла активно применяются технологии проблемного обучения и новые информационные технологии. Проводятся нетрадиционные уроки — путешествия, ролевые и деловые игры.
Работа методических объединений, творческих и динамических групп направлена ​​на стимуляцию творческого поиска, создания и внедрения перспективного педагогического опыта по коррекции развития, формирования основных жизненных компетенций и подготовки умственно отсталых детей к интеграции в общество.
Применяются нестандартные формы работы, организована работа психолого-педагогического семинара. Внедряется система коррекции личной сферы учащихся, их социально-психологической и социально-бытовой реабилитации. Использование новейших методик и инновационных технологий повышает эффективность воспитательно-образовательного, коррекционно развивающего процесса, способствует овладению детьми качественными знаниями, формирование основных жизненных компетенций, расширяет возможности реализации их жизненных планов и достижений жизненного успеха в процессе интеграции в общество.
На основе анализа существующих в дефектологии концептуальных подходов творческая группа учителей школе-интернату разработала педагогическую систему обучения и воспитания умственно отсталых детей, которая обеспечивает достаточный уровень коррекции и компенсации их психомоторики средствами трудового обучения, музыкально-ритмической деятельности, физкультуры, лечебной физкультуры.
Мониторинг состояния психомоторики свидетельствует о достаточном уровне обучения, благодаря которому подвергаются коррекции профессионально важные качества, которые влияют на успешность овладения профилями трудового обучения. К ним относятся: 1) в сфере психомоторики — темп, ритм и координация движений, состояние мелкой моторики пальцев рук; 2) в сфере управления вниманием — способность к концентрации и ее произвольного переключения; 3) в области сохранения и обработке информации — долговременная и кратковременная двигательная память; 4) в умственной деятельности — наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление, воображение, а также подвижность, уравновешенность нервных процессов и др ..
По результатам мониторинга за три последних года уровень знаний учащихся по ритмики, физкультуры, трудового обучения повысился на 1,75%.
Творческая группа педагогов разработала план поисково экспериментальной работы по теме «Социально-бытовая ориентировка в системе коррекционного воздействия».
Внедрение инновационных технологий в образовательный и коррекционный процесс: позволяет осуществить переход от традиционного к личностно — ориентированного и компетентностного подхода к обучению и воспитанию учащихся; способствует накоплению новых моделей организации учебно-воспитательного процесса; обеспечивает надежную основу для целесообразного и эффективного применения полноценной реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детей в обучении и развитии; повышает интерес педагогов к применению инновационных технологий в организации коррекционно-развивающего образовательно-воспитательного процесса в школе-интернате.
Ежегодно около 95% выпускников школы-интерната продолжают учеба в профессионально-технических учебных заведениях преимущественно из тех профессий, из которых они получили знания и навыки в школе-интернате. Это показательно результатом внедрения в коррекционный процесс новых образовательных технологий и инноваций, воспитание у учащихся с особыми образовательными потребностями жизненно важных компетенций щляхом организации в заведении личностно ориентированного среды, способствующей социальной адаптации выпускников школы-интерната.

Читайте также  Готовность будущих психологов к работе с детьми с особыми потребностями

Похожее ...

Добавить комментарий