Отдельные аспекты диагностики качества воспитательного процесса в начальной школе

Отдельные аспекты диагностики качества воспитательного процесса в начальной школе

Отдельные аспекты диагностики качества воспитательного процесса в начальной школе

Отдельные аспекты диагностики качества воспитательного процесса в начальной школе

Возрождение воспитательной проблематики является характерным признаком современного образования. Начало XXI века является временем образовательных реформ, направленных на то, чтобы система образования отвечала требованиям современного социума. Управление является тем рычагом, той движущей силой, которая нацелена на активизацию деятельности человека путем создания оптимальных условий для проявления и развития его творческого потенциала. Руководителю образовательного учреждения нужно ориентироваться в многообразии современных, управленческих идей, изучать и успешно внедрять достижения науки и перспективного педагогического опыта, организовывать творческую деятельность педагогов. В связи с этим проблемы управления образовательными процессами признаны остро актуальны.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — одно из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Диагностика — оценочная процедура, направленная на выяснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического исследования соотносятся с исходными характеристиками, разница между начальным и конечным результатом определяет эффективность воспитательного процесса. Через диагностику педагог определяет как реализовано педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего выполнения.

На основе анализа информации по результатам индивидуальной беседы с заместителем директора по воспитательной работе, личных данных учителей начальных классов и учащихся третьих классов было установлено:

— Воспитательный процесс в заведениях осуществляется планомерно, по всем указанным в плане воспитательной работы направлениям (патриотическим, экологическим, эстетическим, физическим и т.п.);

Читайте также  Методика подготовки учащихся 5 - 6 классов к математическому конкурсу

— В течение года используются такие общешкольные формы воспитания как: тематические вечера, экскурсии, устные журналы, выставки-ярмарки, встречи с известными людьми, диспуты, читательские конференции, дни, недели, месячники проведения культурно-массовых мероприятий;

— На базе школы действуют такие кружки: «Юные туристы-краеведы», «Пешеходный туризм», «Историческое краеведение», «Основы экологических знаний», «Фитодизайн»; осуществляется тесное сотрудничество между семьей и школой;

— Формы и методы воспитательной работы у каждого учителя свои. Именно индивидуальный творческий подход классного руководителя к воспитанию школьников в значительной мере влияет на уровень воспитанности учащихся.

Результаты анкетирования учащихся третьих классов показали, что больше всего учеников с высоким уровнем воспитанности (70%) в 3-А классе, классный которого применяет наиболее широкий спектр методов и форм воспитательной работы. В других классах, где формы и методы воспитания являются более традиционными, этот показатели меньше (3-Б — 54%, 3-В — 64%). Однако, общим положительным результатом является отсутствие во всех третьих классах учащихся с низким уровнем воспитанности.

Читайте также  Практика в системе подготовки студентов педагогических факультетов

Анализ результатов диагностики воспитательного процесса в начальных классах дал возможность сформулировать рекомендации «Как улучшить воспитательную работу в школе»:

  1. Регулярно проводить семинары и тренинги по повышению профессиональной компетентности педагогов в осуществлении процесса воспитания.
  2. Усиливать мотивацию классных руководителей к творческой активности.
  3. Пополнить учебные заведения методической литературой и периодическими изданиями по воспитательной работе, обеспечить классным руководителям свободный доступ к сети Интернет.
  4. Направлять работу классных руководителей, воспитателей на модернизацию воспитательного процесса с использованием мультимедийных технологий.
  5. С целью целенаправленного планирования и эффективной реализации воспитательной работы целесообразно осуществлять текущий, периодический, итоговый внутришкольный мониторинг.
  6. Хранить и расширять сеть кружков и секций на базе школы.
  7. Внедрять в воспитательную работу элементы соревнования.
  8. Проводить просветительскую работу с целью повышения педагогического мастерства родителей по вопросам воспитания детей, с привлечением к этому процессу медицинских работников, психологов, социальных педагогов, работников органов правопорядка, других специалистов.
  9. Активизировать работу с учащимися, имеющими трудности в воспитании.

Похожее ...

Добавить комментарий