Педагогические условия формирования ценностных ориентаций

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций

Взаимосвязана деятельность педагогов и студентов, их взаимовлияние результатов педагогического процесса ученые условно выделяют внешние и внутренние педагогические условия.

К внешним педагогическим условиям процесса формирования ценностных ориентаций относятся те, которые непосредственно связаны с деятельностью преподавателя.

Они касаются построения модели, приемов и методов, обеспечивающих эффективность формирования ценностных ориентаций:

1) обновление содержания учебно-воспитательного процесса за счет использования широкой палитры лучших образцов современной фортепианной музыки; жанрово-стилевых, интонационно-стилевых и ассоциативных аналогий;

2) применение межпредметных связей, что позволит комплексно подойти к решению поставленной проблемы, обеспечить единство обучения и воспитания и активизировать творческие функции обучения;

3) реализация принципа преемственности и последовательности в процессе поэтапного усвоения теоретического и практического учебного материала;

4) использование вариативных форм учебной деятельности.

Первые три условия соответствуют оговоренным этапам формирования ценностных ориентаций студенчества:

1) формирование целостного восприятия, эмоционального отношения к современному фортепианному искусству;

2) развитие способностей к образному мышлению, художественного осмысления и оценки современных фортепианных произведений;

Читайте также  Аспекты воспитательной работы с детьми-сиротами

3) воспитание осознанного интереса, потребности в творческой активности.

Характер формирования ценностных ориентаций зависит не только от чувственности, но и от глубины знаний, принадлежащих умений и навыков и опыта личности. Действенность ценностного ориентирования подчинена взаимосвязанным действиям педагога и студента и повышается использованием комплекса средств педагогического взаимовлияния в процессе ценностного взаимодействия.

Внутренние педагогические условия выведены с учетом индивидуальных особенностей педагога, его способности и умение организовать процесс педагогической и ценностной взаимодействия со студентами. Целесообразность внутренних педагогических условий обусловлена ​​необходимостью для успешного перевода внешних воздействий на личность во внутреннюю, личностную позицию. Ведь каждый студент имеет собственный индивидуальный объем приобретенного ассоциативного опыта, умений и навыков музыкально-творческой деятельности и тому подобное.

Учет этих факторов для создания основ успешного протекания данного процесса и отражают внутренние педагогические условия:

1) создание положительной эмоциональной атмосферы между педагогом и студентом на основе взаимоуважения, взаимопонимания и диалогического общения;

Читайте также  Ответственность будущих учителей начальной школы

2) активизация самостоятельной творческо-поисковой деятельности студентов;

3) дифференцированный подход к формированию ценностных ориентаций, учитывающий личностный опыт общения студентов с современными произведениями для фортепиано.

Изменения ценностных ориентаций в современных условиях связаны с освоением педагогом мастерства вести диалог. Диалоговый характер общения субъектов педагогического процесса предполагает новые отношения между ними. Эти отношения основаны на доверии студентов, уважении к их взглядов, мыслей, действий. При таком стиле общения в процессе ценностной взаимодействия взаимопонимания в спорных вопросах явлений музыкальной жизни, трактовка художественных образов музыкальных произведений, их ценностную значимость и другие принципиальные положения достигаются на основе общих обсуждений, поисков, сопоставлении различных мнений и их обосновании. При этом преподаватель должен быть ведущим звеном в формировании ценностных ориентаций, без силового давления на них.

Таким образом, во взаимодействии педагога и студента необходимо соблюдать оптимальный баланс между свободой и руководством, между самостоятельностью студентов и помощью им.

Похожее ...

Добавить комментарий