Проблема организации профессиональной деятельности социального педагога

Проблема организации профессиональной деятельности социального педагога

Проблема организации профессиональной деятельности социального педагога

В статье актуализирована проблема организации профессиональной деятельности социального педагога по преодолению экзистенциальной депривации воспитанников интернатных учреждений. Обоснован ценностный подход к развитию экзистенциальной сферы ребенка в деятельности социального педагога.
С раннего возраста на долю детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, выпадает большое количество проблем, ситуаций, травмирующих ребенка, вызывают нарастание эмоциональной уязвимости, озлобленности и порождают проблемы будущей взрослой жизни. Одновременное действие двух факторов развития ребенка вне семьи и процесса социализации воспитанников школы-интерната в условиях «закрытой» образовательно-воспитательной системы интернатного учреждения приводит к возникновению экзистенциальной депривации, под которой мы понимаем наличие у воспитанников интернатных учреждений глубинного чувства утраты смысла жизни, соединенного с ощущением пустоты.
Наличие экзистенциальной депривации у воспитанников интернатных учреждений обусловливает необходимость профессиональной деятельности по развитию экзистенциальной сферы детей. Поэтому целью статьи является определение подходов к преодолению экзистенциальной депривации у воспитанников интернатного учреждения в деятельность социального педагога интернатного учреждения.
Как известно, активизация различных аспектов социально-педагогической работы с детьми-сиротами началась относительно недавно и обусловлена ​​фактором роста численности сирот.
Молодость института социальных педагогов обусловливает недостаточную разработанность некоторых вопросов теории и практики социально педагогической помощи различным группам клиентов в том числе и по проблеме, которая исследуется.
У ученых на сегодняшний день не вызывает сомнения, что вне семьи развитие ребенка имеет собственный путь. Его следует рассматривать не как современную норму или форму той или иной патологии, а как особый тип, связанный со спецификой развития ребенка вне семьи.
Основным фактором, который влияет на развитие ребенка, лишенного родительской опеки, выступает семейная деривация, что вызывает появление личностных расстройств в процессе дальнейшего развития, приводит к нарушению физического и психического здоровья.
Под депривацией мы понимаем особый психологический вакуумный состояние человека, который возник как результат определенных жизненных обстоятельств, при которых индивид лишен возможности в течение длительного времени удовлетворять жизненно необходимые потребности в достаточном количестве.
Потребности рассматриваются нами как главный, выходной импульс активности человека, осознания им необходимости в чем-то — то ли для жизнедеятельности организма, или для развития личности.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, с самого начала лишены важного этапа формирования первичного социального опыта в семье, вследствие чего процесс дальнейшей социализации ребенка-сироты носит деструктивный характер. Они лишены возможности получать в достаточном количестве социальную информацию; они не обладают знаниями о связи между определенными вещами, между людьми; у них не хватает опыта полноценного разностороннего общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому у таких детей наблюдается низкий уровень духовного развития. Все это может создать сложный комплекс духовных, нравственных, правовых нарушений личности.
Однако для ребенка, лишенного родительской опеки, нет ничего фатального даже в сильном отставании, появившемся на первых месяцах жизни. Все зависит от того, как сложится ее дальнейшая судьба. Если осиротевшую ребенка будет устроено на воспитание в семью (усыновление (удочерение), опека, детский дом семейного типа, семья), то благоприятная атмосфера семейного окружения, реальная забота и любовь близких людей смогут улучшить ее морально-психологическое состояние и она быстро догонит своих сверстников, воспитывающихся в семье.
К сожалению, большая часть детей, которые остались без родительской опеки, попадают на воспитание в государственной системы опеки, что безусловно сказывается на их дальнейшем личностном развитии.
Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о неблагоприятном психическое и личностное развитие детей в учебно-воспитательных учреждениях интернатного типа, что, в первую очередь, связано со спецификой условий содержания и проживания детей в «закрытом» учебно-воспитательном заведении.
Ограничения социальных воздействий, замкнутость детей в пределах одного учебно-воспитательного заведения, сужение пространства общения, излишняя регламентация жизнедеятельности воспитанников, акцентуация на дисциплинарных моментах, постоянные указания и контроль со стороны взрослых, отсутствие дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку вызывают не только отставание в гармоничном развитии личности воспитанников, а также формируют принципиально новые черты, имеют взаимно-обратную связь с субкультурой жизни в интернатном заведении, которая существенно отличается от той, что формируется в семейном окружении.
Ученые утверждают, что устремленность в будущее, жизненные планы, временная перспектива во многом определяется «социальной ситуацией развития». Временная перспектива будущего, которая представляет собой в разной степени осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания на более или менее отдаленного завтра, формируется на протяжении всего детства стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий относительно данного ребенка, через усвоение им социальных норм и развитие мотивации достижений. Именно семейная среда является определяющим в формировании системы личных ценностей ребенка. Опыт, полученный в детстве, а особенно то мировоззрение, заложенного в детские годы, продолжает оказывать свое влияние на поведение, реакции уже зрелого человека. Поэтому ценностные ориентации и мировосприятие будущего своей жизни служат своего рода показателем степени воспитательного потенциала семьи.
Разница социальных ситуаций развития выпускников общеобразовательных школ и их сверстников из интернатных заведений обусловлена ​​еще и тем, что они «занимают не одинаковое место в системе доступных им общественных отношений». Как установлено психологическими исследованиями, у этих детей не хватает впечатлений и представлений, связанных с их прошлым. Более того, очевидно, отсутствие четких представлений о собственном прошлом препятствует становлению перспективы своего будущего.
Ко всем этим психологических трудностей самоопределения детей добавляются и те, которые обусловлены современным кризисом и нестабильностью окружающей социальной среды и его сложными противоречивыми требованиями, на фоне которых происходит социализация детей. Неопределенность перспектив социального развития общества, материальные трудности, отсутствие поддержки со стороны родителей усиливают растерянность воспитанников школ-интернатов по выбору линии поведения во взаимодействии с окружающим миром.
Существенным моментом в развитии личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является неуверенность в себе, непонимание ценности своей личности, отношение к будущему. В большинстве случаев у этих детей формируется комплекс безнадежности, беспомощности, и им достаточно трудно определить смысл своего существования, осознать свою ценность как личности, почувствовать себя кому-то нужным.
Таким образом, деривационные условия социализации воспитанников интернатных учреждений, а именно недостаток стимуляции самопознания и принятия самостоятельных решений приводит к недостаточному развитию рефлексивных составляющих самосознания.
Основой формирования культуры жизненного самоопределения личности в деятельности социального педагога, на наш взгляд, является ценностное отношение к миру.
С помощью понятия «ценности» психологи определяют оценку человеком объективных качеств и добродетелей. Размышляя о ценности, человек не только наблюдает действительность, но и активно на нее влияет. Когда личность воспринимает идею ценности, она настраивается на практическую деятельность мотивирует собственное поведение. Ценность становится движущей силой, начинает регулировать деятельность человека.
Проблему ценности можно рассматривать как проблему отношения личности к действительности, то есть, оперируя понятием «ценностное отношение», мы понимаем под ним активное личностное отношение ребенка к различным сферам жизнедеятельности — Природы, Культуры, Людей. В ценностном отношении как форме сознания наблюдается избирательное отношение растущей личности к окружающей среде. Это свидетельствует о том, какие именно ценности имеют для ребенка личностное значение. Ценностное отношение как одна из сфер нравственности предполагает саморегуляцию, способность растущей личности не копировать норму, а сознательно относиться к ней. Это требует от ребенка выбора решения на основе личной ответственности.
Любую сторону реальной жизни, непосредственно касается процесса становления детского «Я», теряет свою нейтральность, становится эмоционально окрашенным, важным для личности, то есть ценным для нее. Основа этого явления — действие механизма переживаний: переживания, связанные с образом «Я», является основой формирования определенных убеждений личности. Образ «Я» — это та ценность, которая помогает личности воспринимать и оценивать все остальное. Например, если гуманные переживания зафиксировались в образе «Я» и переросли в установки для себя самого, они повлияют на отношение ребенка к окружающему — явлений природы, материальных результатов человеческого труда, художественных произведений, поступков взрослых и сверстников.
Эмоционально-ценностные отношения к себе формируется в процессе философских занятий с воспитанниками интернатных учреждений, «которые обеспечивают логическое движение, осознание жизни от« мира »до« человека », а впоследствии и к себе самому».
В заключении отметим, что благодаря воспитательной практике по развитию экзистенциальной сферы развития у ребенка формируется собственная жизненная позиция, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру. У нее появляется способность понимать себя, других, общественные процессы, а главное — умение ставить себе задачи и действовать в соответствии с выработанной стратегии.
Дальнейшее решении данной проблемы мы связываем с разработкой программ формирования культуры жизненного самоопределения у воспитанников интернатных учреждений, которые могут быть использованы социальными педагогами в своей профессиональной деятельности.

Читайте также  Исследования развития ценностных ориентаций будущих педагогов

Похожее ...

Добавить комментарий