Проблема управленческой компетентности

problema-upravlencheskoy-kompetentnosti

Проблема управленческой компетентности

Радикальные изменения парадигмы образования должны охватить все сферы педагогической отрасли — от методологии к конкретным технологиям и методов; так чтобы человек, оценивая свое место в мире и уровень реализации жизненного смысла, на каждом этапе была довольна своей жизнью.

Фундаментальные положения о необходимости обучения и воспитания будущих управленцев находим еще в социально-политических доктринах античной философии. Заслуживает внимания основательная работа Платона «Государство», в которой утверждается, что для того чтобы стать пригодным к управлению, мало природных задатков и способностей, а нужно также особое направлено воспитания и обучения. При этом для определения способности к управлению необходимы высокие, строгие критерии.

Целесообразно отметить, что существующая ныне система требований к профессиональным управленцам мало чем отличается от системы Платона. Современные отечественные и зарубежные исследователи, как и их древние коллеги называют обязательными элементами квалифицированного менеджера основательную общее образование, широкую профессиональную подготовку и высокий образовательно-культурный уровень, умение быстро восстанавливать и пополнять знания.

На нынешнюю потребность рынка труда быстро откликнулись учебные заведения, где обучение менеджмента развивается наиболее быстрыми темпами. Деловое управление становится более популярным среди студентов, растет качество обучения, разрабатываются и вводятся новые дисциплины и учебные курсы, открываются новые высшие учебные заведения, которые ориентируются на мировые стандарты обучения.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема подготовки компетентных управленцев беспокоила человечество не одно столетие. На каждом этапе развития общества к ним весу вались специфические требования в соответствии со временем и экономической ситуацией, которые были толчком для организации обучения и накопления управленческого опыта. Каждое нововведение в управленческую практику было учтено, осмысленно и использовано в учебных ситуациях. Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что современный менеджмент интегрирует в себе обогащенные годы управленческие знания, умения, опыт, традиции. Знание и понимание роли исторического развития теории менеджмента важные для практической деятельности управленцев современности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Инновационные заведения в дошкольном образовании

А поскольку ни один управленческий аспект не потерял своей актуальности и сегодня, то целью данной статьи является сосредоточение внимания ученых и педагогов на эволюционном развитии понятия «управленческая компетентность» как основы к выработке системы современных взглядов на этот вопрос.

Знание каждого из следующих подходов, как показывает практика, является востребованным для современного управления, а потому управленческая компетентность менеджера не будет полностью сформированной, если не добавить следующих знаний:

— С количественного подхода: статистики и теории вероятности для определения методов контроля за качеством;

методов линейного программирования для облегчения выбора направления деятельности с учетом определенных ограничений; теории очередности для балансировки стоимости и времени эксплуатации оборудования;  теорию игр для возможности лучше понять конкурентную стратегию; компьютерных программ для моделирования поступления капитала и построения различных количественных моделей;

— С процессного подхода: содержания управления как единого процесса влияния на организацию; последовательность выполнения процессов планирования, организации, мотивации, контроля; методологии проектирования автоматизированной системы управления;

— С системного подхода: содержание взаимосвязанных частей организации как системы; методов исследования влияния окружающей среды на организацию; методологию стратегического управления; сути синергетического эффекта;

— С ситуационного подхода: правильного интерпретации ситуации и определения факторов, наиболее важных для получения желаемого результата; содержания и особенностей принятия управленческих решений на основе выявления совокупности ситуационных факторов; умение предвидеть в конкретных ситуациях положительные и отрицательные последствия.

Сделанный нами анализ научной литературы по развитию управленческой мысли и формирования образа «профессионального менеджера» дает основания обобщить, что данный образ интегрирует в себе значительную часть управленческих достижений прошлого и требования сегодняшнего дня, поскольку управленческая сфера — наиболее чувствительная к изменениям макросреды и условий деятельности микроструктур.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Практика в системе подготовки студентов педагогических факультетов

В современных условиях для строительства информации об управленческой компетентности менеджера и учета нарастающих требований к нему должна быть составлена ​​динамическая модель компетентности, которая содержала бы набор профессионально значимых знаний, умений и навыков. Однако обзор психолого-педагогических источников доказывает сложность систематизации положений о профессиональной компетентности управления, что связано с отсутствием целостной и обобщенной системы функций менеджера, а это, несомненно, является основанием для определения должностных и профессиональных обязанностей данного специалиста. Для выполнения данного важной задачи, по нашему мнению, необходимо:

— Понять и определить специфику требований (социальных, нормативных, рыночных, личностных), предъявляемым к специалисту по менеджменту в зависимости от уровня подготовки и отрасли, в которой он будет работать;

— Выбрать группу характеристик, определяющих структуру модели компетентности менеджера, а затем составить перечень показателей, входящих в эти группы;

— Учесть принципы, на которых базируется управленческая компетентность; факторы определяющие ее содержание; выделить отдельные уровни и определить характеристики управленческой компетентности для каждого из них;

— Определить источники поступления информации о современных требованиях к профессионализму специалистов по менеджменту;

— Своевременно корректировать модель управленческой компетентности в связи с развитием и совершенствованием указанных требований.

Выводы. Таким образом, формирование системы научных взглядов на развитие управленческой компетентности менеджеров — это длительный и бесконечный процесс взаимодействия ученых, педагогов и менеджеров-практиков с целью накопления, обобщения и систематизации знаний о современных требованиях к данным специалистов, а также выработки действенного механизма, внедрение данных достижений в непосредственный учебный процесс.

Похожее ...

Добавить комментарий