Взаимодействия студенческой молодежи и преподавателей

Взаимодействия студенческой молодежи и преподавателей

Взаимодействия студенческой молодежи и преподавателей

Процессы взаимодействия студенческой молодежи и преподавателей в высших учебных заведениях — чрезвычайно важная тема как для современного украинского общества в целом, так и для личности каждого будущего специалиста. В научных трудах подчеркивается, что к сожалению во многих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений существуют значительные недостатки воспитательного характера, тормозят духовное развитие студентов. Именно поэтому, исследования причин несоответствия уровня взаимодействия студентов и преподавателей запросам общества призвано способствовать созданию благоприятных условий для подготовки всесторонне развитых, физически и психически здоровых, духовно богатых членов общества.
Целью статьи было выбрано изучение проблем взаимодействия студентов и преподавателей при аудиторной работе в высших учебных заведениях.
В целях, в статье решаются следующие задачи:
1) проанализировать особенности взаимодействия студентов и преподавателей в высших учебных заведениях;
2) показать роль индивидуального подхода во взаимодействии студента и преподавателя;
3) выделить основные принципы взаимодействия студентов и преподавателей в высших учебных заведениях.
В течение ХХ века в образовании происходит поиск новых путей для обеспечения наиболее эффективного сотрудничества в разных направлениях учебно-воспитательной, научно-исследовательской деятельности, поскольку во взаимном сотрудничестве «преподаватель-студент» открываются пути к самосовершенствованию, самовоспитания, самодисциплинованости, самоорганизации. Процесс обучения является сложным и многогранным. Он не ограничивается только передачей знаний, приобретенных преподавателем в процессе своей научно-педагогической деятельности. Ведь «обучение — упорядоченная взаимодействие педагога с учащимися, направленная на достижение поставленной цели», отмечают ученые.
Совместная деятельность преподавателя с группой является тем важным фактором, определяющим эффективность их взаимодействия на основе этических норм и правил. Для достижения положительного результата во взаимоотношениях со студенческой аудиторией важно продумать прежде всего вопрос ее организации. В социальной психологии совместная деятельность определяется как организованная система активности индивида, направленная на создание объектов материальной и духовной культуры. Такая деятельность невозможна без контактов между людьми по обмену информацией, мнениями, оценками, чувствами и т.д., ее важной особенностью является общая цель и предсказания результата, который отвечал бы интересам и способствовал реализации потребностей каждого из индивидов, которые начинают взаимодействовать. При этом важно спланировать и учесть «доработок» каждого в конечном результате.
Характерным для многих преподавателей является восприятие студента как пассивного инженерно — технологического механизма, подвергается воздействию с помощью внешних устройств и не позволяет раскрыться студенту как личности со всеми ее индивидуально-психологическими особенностями, ограничивает его свободу действий, унижая таким образом ее достоинство как человека. При таких условиях студент не в полной мере чувствует себя равноправным членом общества в общечеловеческом измерении при условии, что главной ценностью на земле является человек. Сегодня же стоит вопрос, чтобы студента сделать полноценным, полноправным и равноправным участником учебно-воспитательного процесса, где бы он имел возможность проявить и раскрыть весь свой естественно заложен потенциал. И это возможно только при установке равноправных, партнерских взаимоотношений между преподавателем и студентом, где субъекты учебно-воспитательного процесса со своими индивидуально-психологическими особенностями находят понимание в исполнении одного и того же задания.
Для того, чтобы построить сотрудничество между преподавателем и студентом на психологических началах, необходимо обладать высокой педагогическим мастерством, обеспечивающей правильность в выборе подходов к каждому студенту. Одним из самых эффективных является индивидуальный подход, который даст возможность всестороннего установления равноправных связей между преподавателем и студентом. Индивидуальные предпосылки успешной педагогической деятельности являются определяющими в субъектных отношениях учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальный подход предполагает диалогичность во взаимодействии, а не монологичность. Именно в диалоге каждый из участников взаимодействия имеет возможность «раскрыться», ведь отсутствие диалога часто является одной из причин, которая не позволяет студенту достичь высоких успехов в учебе, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности. В случаях, когда удается достичь такой высокой доверия друг к другу, очень важно не потерять ее потому, что в будущем очень трудно, а может быть, и невозможно такое доверие заслужить. Здесь уже выступает другая составляющая взаимодействия между преподавателем и студентом — моральный аспект.
В учебно-воспитательном процессе происходит формирование морально-этических качеств личности студента, то есть определенных сложных психических образований личности, чувств и убеждений. Усвоение моральных норм и правил поведения как преподавателем, так и студентом в процессе их взаимодействия формирует нравственную культуру взаимоотношений, необходимо как отдельному гражданину, так и обществу в целом.
1. Индивидуальный подход обеспечивает эффективность подготовки молодого человека к любым условиям в процессе своей жизнедеятельности. Взаимоотношения преподавателя и студента должны быть наполнении профессиональной целеустремленностью, обеспечении высокой моралью и духовностью.
2. Формирование взаимоотношений студента и преподавателя — сложный учебно-воспитательный процесс, требующий знаний, умений, опыта, высокой педагогического мастерства, которой сегодня не хватает многим преподавателям, особенно преподавателям высших технических учебных заведений. Учет психолого-педагогических подходов и принципов преподавателем даст возможность решать целый ряд аналогичных задач которые вписываются в единую составляющую гармоничного развития личности, а именно: взаимоотношений человека с природой, общества и окружающей среды.
3. Главной задачей всех уровней учебно-воспитательных заведений является наполнение образования и науки высокодуховными принципами, которые бы способствовали развитию каждой личности и общества в целом.

Читайте также  Пространственное воображение учащихся для геометрии

Похожее ...

Добавить комментарий