Становление творчества дошкольников в конструировании

Становление творчества дошкольников в конструировании

Становление творчества дошкольников в конструировании

Творчество принадлежит к наиболее сложным и одновременно социально значимых психологических феноменов. Обществу сегодня крайне нужны люди, которые творчески мыслят, способны эффективно действовать, проектировать, изобретать, конструировать новое, решать творческие задачи.

Одной из главных задач современных отраслей психологической науки является анализ творческих процессов, поиск возможностей обучения творческим приемам, осуществление творческого тренинга. На сегодняшний день описано более двадцати различных методов активной стимуляции творческой деятельности. Среди них особенно популярны брейнсторминг, синектика, морфологический анализ, АРИЗ, гирлянды ассоциаций, стратегия семикратного поиска и другие.

А деятельность конструирования является тем видом детской активности, результат которой материализуется в форме продукта и объективно отражает динамику их творческого развития. Детское конструирование, в силу его творчески-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при надлежащей организации может носить сугубо творческий характер.

Задачей данной разведки является определение эффективных путей развития детского творчества в конструировании.

Деятельность конструирования, конструкторская деятельность, предпринимаемые нами как синонимичные понятия, является специфическим видом детской деятельности, обогащает развитие ребенка и играет важную роль в формировании творчества. Наряду с манипулятивной деятельностью конструирования развивается в дошкольном возрасте одним из первых. Дошкольник, что является субъектом деятельности и конструктором по своей сути, конструирует все, начиная со слов, заканчивая сложными конструкциями, используя в качестве деталей конструктора как предметные, так и образные материалы.

Согласно системно-стратегиального подхода процесс конструирования рассматривается как одна из важных подсистем творческого процесса, предусматривает взаимосвязь таких основных составляющих, как личность того, кто выполняет деятельность, продукт и условия, в которых протекает данная деятельность. При этом важным является вопрос о сущности организации и регулирования творческой деятельности со стороны ребенка. Данный подход позволяет определить пути активизации творческих тенденций дошкольников через развитие личностных и процессуальных регуляторов их конструкторской творчества.

В этом контексте фундаментальное значение имеет научное положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка, в формировании ее творчества. Так, учёные отмечают, касаясь проблемы творчества детей дошкольного возраста, отмечал: «С одной стороны, очевидно, необходима определенная основа для того, чтобы у ребенка развивалась творчество, и в этом смысле обучения является предпосылкой творчества. С другой, ни глубокое усвоение, овладение человеческим опытом без творческой активности ребенка невозможно, и в этом отношении творчество является условием полноценного, развивающего обучения».

Обучение и творчество специфические по своим мотивам, результатам и методами руководства. Но вместе с тем только тогда, когда обучение должно воспитательный и развивающий характер, возможен развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков восприятия и практической деятельности — это тот необходимый опыт, при наличии которого их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным и насыщенным.

Стоит отметить, что целью дошкольного обучения должны быть не акселерация, а амплификация детского развития, то есть его обогащения, максимальное развертывание ценных качеств, в наибольшей степени присущих этому возрасту. При этом обучение может быть самым разнообразным. Одни ученые считают наиболее эффективной организации ориентировочной, исследовательской деятельности детей и активизации их речи; другие подчеркивают значение в обучении ребенка системы последовательно осуществляемых умственных действий, т.е. работы над алгоритмами. Особое внимание некоторые ученые обращают на построение всей мыслительной деятельности детей. По их мнению, усвоения дошкольниками сенсорных эталонов, развитие их перцептивных, мыслительных действий, создания наглядных моделей, образов воображения — все это является основой для развития способности к творчеству, творческой деятельности. От того, сформированы мыслительные приемы, стратегии, во многом зависит, будет ли ребенок руководствоваться при восприятии и оценке событий и явлений внешнего мира стереотипами, сможет производить собственные средства постановки и решения проблем, которые возникают.

Наиболее эффективным средством развития творческого мышления и подготовки к творческому конструирования является решение детьми системы конструкторских задач, которые предусматривают творческую деятельность. В большей степени решения конструкторских задач является той ступенью в содержание трудового обучения в школе, которая обеспечивает преемственность в программах обучения.скачанные файлы (2)

По мнению ученых, приобретение знаний в условиях решения проблемных ситуаций существенно повышает уровень их усвоения, что находит свое выражение в увеличении объема, росте обобщенности, а также в значительном повышении успеваемости их актуализации, применении и выбора при решении задач. Серия проблемных задач, целенаправленных практических упражнений является основным универсальным детерминантом творческих достижений, а результативность их выполнения в учебном процессе значительно повышается при условии организации их в определенную систему.

Одной из эффективных форм выявления и направленного стимулирования творчества, по мнению других учёных, творческий тренинг. Так, например, сущность концепции развития личности и реализации ее творческого потенциала, разработанной специалистами, заключается в осуществлении такого типа воспитания детей, которое было бы органически связано с систематическим решением различных творческих задач в условиях эстетически обогащенного среды. Принципиально вывод о том, что формировать творчество необходимо такими средствами, которые способствуют развитию мыслительных действий, стратегиального мышления, в частности с помощью решения творческих задач. Стоит заметить, что систематическое и правильно организованное обучение, по мнению учёного, расширяет возможности развития конструкторско-технической деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Философский анализ дошкольного воспитания в контексте музыкального воспитания

Положив в основу вышеописанную теорию, мы разработали концептуальную модель конструкторской творчества дошкольников и психолого-педагогическую комплексную программу творческого тренинга детки («Детская творческая

конструктология »), что является системой специально организованного воздействия на творческую деятельность дошкольника и базируется на конкретном изучении процесса их творческого конструирования.

Представленная функциональная модельвключает основные этапы творческого конструкторского поиска и отражает его механизм и характерные тенденции, которые имеют перспективу развития. При условии использования эффективных средств и соблюдении психолого-педагогических условий модель представляет собой концептуальную структуру генезиса творческого процесса конструирования, а именно: знакомство с задачей, изучение его условия; понимание задачи (путем поиска аналогий, комбинирование, реконструкции или спонтанных мыслительных действий) формирование гипотезы, замысла (ориентируясь на структурные или функциональные признаки материалов, предметов); проверка гипотезы, ее апробация (на практике или путем мыслительного эксперимента).

Программа творческого тренинга «Детская творческая конструктология», представляет собой адаптированную систему творческого тренинга Карус, является методическим воплощением указанной модели.

Разрабатывая комплексную программу, развивающий тренинг детки, мы учитывали сходство методов и средств экспериментального исследования и учебных программ дошкольного, в частности программы «Я в мире». И, как следствие, данная программа, базирующаяся на конкретном изучении процесса детского творчества, программ дошкольного образования, является системой специально организованного воздействия на творческую деятельность дошкольника в условиях дошкольных учебных заведений.

В основу экспериментальной программы возложена конструкторская деятельность, а также наиболее оптимальные виды деятельности дошкольника — игра, наблюдение, экспериментирование, изобразительная деятельность, в основе которых — живое восприятие, созерцание, практическая деятельность. Эта программа имеет целью выработки у дошкольников творческих умений, использование этих действий сознательно, формирование их направленности, то есть стимулирование развития творческих стратегиальних тенденций мышления на всех этапах процесса конструирования. Заметим, что под развитием стратегиальних тенденций мышления мы понимаем целенаправленное психолого педагогическое воздействие на формирование и распространение мыслительных действий аналогизирования, комбинирование, реконструкции, что обеспечивает активизацию в мышлении ребенка превосходящих в конструкторских творческих тенденций.

Воплощение разработанной нами программы экспериментального обучения производится с помощью последовательной серии специальных задач, творческих игровых упражнений (информационно-рецептивных, репродуктивных, исследовательских и эвристических), время от времени повторяются. Варьирования, комбинирование этих мер определяется успешностью их выполнения детьми. Игровые задания проводятся во время занятий, экскурсий, прогулок и т.

Тренинг развития творческого конструирования включает теоретико-информационный, подготовительно-практический, творчески-конструкторского этапа, предусматривают:

1) актуализацию, приобретение опорных знаний детей о механизмах конструкторских действий, теоретические сведения о характере и специфике стратегий в повседневной жизни;

2) создание предпосылок развития мыслительных действий, формирования сенсорно-перцептивного опыта;

3) становление творческих мыслительных тенденций в процессе конструирования, развитие процессуальных компонентов, техники конструкторских действий;

4) дальнейшую конкретизацию знаний и совершенствование навыков творческой деятельности в ходе решения творческих задач, требует самостоятельного выбора механизмов в различных условиях.

скачанные файлы (1)Программа детки предусматривает создание предпосылок творческой конструкторской деятельности дошкольников, в частности накопления ими знаний об окружающей среде, формирование представлений об источниках решения творческих задач, развитие произвольности, ознакомление детей с различными предметами, явлениями, формирования много аспектного детского опыта. Мы учитывали, что, знания и умения, которые требуют усвоения должны быть своеобразным логическим продолжением процесса познания детей в направлении дальнейшего развития их политехнических представлений и углубленным продолжением овладение обще учебных дисциплин. Обогащение дошкольников знаниями об объектах, предметы окружающего мира, их качества способствует развитию их когнитивного и операционного компонента умственного развития, процесса понимания и формирования творческого замысла детей. Когда мы хотим иметь достаточно прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо всячески расширять ее опыт. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности она овладела, тем более значимой и продуктивной при прочих равных условиях будет его деятельность.

Исходя из вышесказанного, на теоретико-информационном этапе в тренинг целесообразно включать: объяснение особенностей механизма конструкторских действий, сопровождается демонстрацией изображений; изложение сведений о применении механизмов в реальной жизни; закрепление знаний с помощью анализа примеров стратегий конструирования (в сказках, во время наблюдения и т.д.).

С целью развития предпосылок творческих мыслительных тенденций и самых мыслительных действий вслед за теоретико-информационным курсу детям предлагают 2-ю подготовительно-практическую часть тренинга (творческие упражнения), что помогает закрепить полученные знания. Она предусматривает гармоничное развитие всех компонентов мыслительной деятельности детей: когнитивного, операционного и мотивационного, а также имеет целью формирование навыков перцептивно-мыслительных действий дошкольников. Ведь сенсорная и интеллектуальная части умственного воспитания могут реализоваться только в неразрывной связи между собой, поскольку сами процессы сенсорного и интеллектуального развития ребенка тесно взаимосвязаны.

Наряду с учетом недостатков творческого конструирования дошкольников (ограниченность опыта, недостаточный уровень развития знаний, мыслительных действий) и осознавая необходимость максимальной опоры обучения на когнитивные и когнитивно-личностные образования, нами осмысливается необходимость специальной планомерной работы, которая предусматривает четкий познавательный распределение в сознании детей разных свойств , сторон, признаков, отношений объектов и явлений. Ученые признают, что в генезисе стратегиальный развитие творчества определяется именно уровнем сенсорно-перцептивных процессов. Так, учёный другой считал развитие способности детей точно называть свойства, действия и отношения основой логического мышления; в системе же важное место отводится развитию тонкости анализирующего восприятия, которое является основой формирования обобщений. В общем внимание ребенка фиксируется уже не только на усваиваемой системе знаний, но и на овладении ею приемов решения мыслительных задач. Постепенно дети приходят к осознанию этих приемов мышления, учатся применять их в нужных ситуациях, в результате чего производятся и закрепляются мыслительные навыки. То есть практический курс призван в первую очередь способствовать развитию процессов мышления, восприятия, что является основой процесса понимания, формирования гипотезы, становления произвольного внимания, расширению знаний детей об окружающем мире и тому подобное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрально-сценический деятельности

Говоря об обучении способам творческих мыслительных действий, в частности действиям поиска аналогов, комбинирования, реконструкции, следует иметь в виду, что главная задача состоит не в обучении приемов, а формировании алгоритмических, эвристических и других процессов, то есть таких систем операций, стратегий, с помощью которых выполняются задачи. Так, например, специалист предлагает использовать как метод формирования творческого технического мышления конструирования с использованием обобщенных алгоритмов, включающих систему указаний алгоритмического типа, которая может быть применена к решению определенной категории задач. Другой тоже считает, что «определенные этапы позволяют управлять формированием умственного действия, они дают возможность строить психическое явление».

Подчеркивая роль алгоритмов, учёный утверждал, что творчество способствует созданию «стандартов-алгоритмов», как своего рода строго фиксированного порядка действий, но оно не является ни стандартом, ни алгоритмом, в новом оптимально используются ранее фиксированные варианты действий. Творчество всегда связана с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением неизвестного. Творчество вряд ли может существовать без образцов, без подражания, без ориентиров, без того, что уже застыло раз и навсегда в определенных нормах.

Разрабатывая алгоритм развития творческих конструкторских действий дошкольников на заключительном (творческо-конструкторскому) этапе творческого тренинга, мы предполагали, что представленные нами средства активизируют процессы восприятия, внимание, волевые процессы, которые являются наиболее важными на этапе понимания условия задачи, формирование и воплощение замысла. Вместе с тем, учитывая особенности процесса решения творческих задач, в составленной нами схеме мы предлагали детям соблюдать последовательных микроэтапов, учитывающие особенности течения процесса понимания (анализ условия задачи, перевод текста задачи, уточняющие вопросы по содержанию, выделение главного в условии), механизм становления замысла и его реализации. Мы предполагали, что оптимизация процесса решения может быть осуществлена ​​в условиях воздействия на все компоненты этого процесса, и учитывали, что активизация поисковых действий детей должно опираться на усиление способности выделять в новой задачи то, что дано, и то, что надо найти и адекватное применение этой информации в процессе решения.

Подытоживая, отметим, что формирование творческих стратегиальных тенденций конструирования наиболее успешно осуществляется при условии комплексного использования различных методов, психолого-педагогических принципов обучения в рамках поэтапной организации творческого конструирования дошкольников. Внимание сосредотачивается на развитии как индивидуально-регулятивного, так и на структурировании процессуально-динамического компонента творческого конструирования. Выполнение работ происходит в условиях овладения теоретическими знаниями, практического выполнения творческих упражнений, показа приемов осуществления конструкторских действий, широкого использования инструктажа и других традиционных методов обучения. Здесь обеспечивается овладение конструкторскими, организационно-технологическими и операционно-контрольными умениями на том их элементарном уровне, который необходим детям для творческого конструирования.

После того, как эта цель достигнута, обучение переходит в фазу, в которой осуществляется дальнейшее совершенствование приобретенных на предыдущем этапе знаний, умений и навыков. В процессе творческой деятельности они становятся более совершенными, разносторонними. На этом этапе детей стимулируют к самостоятельному критическому анализу решения задачи, конструкторских достоинств и недостатков изготовленного ими предмета. Главную роль здесь играет самостоятельное решение задач, направлено и скорректировано педагогом при помощи подсказок и вопросов. Своевременное применение на этом этапе подсказок и вопросов позволяет эффективно управлять развитием конструкторской творчества детей.

Как алгоритм решения творческих задач на конструирование частности, так и тренинговая система детки в целом позволяет влиять на творческую деятельность ребенка, активизировать, стимулировать отдельные циклы творческого решения задачи, ее стратегиальни мыслительные тенденции, творческие конструкторские действия. В целом же в обучении использованию стратегиальних действий речь идет фактически о выявлении реальных субъективных склонностей, превосходящих тенденций использования той или иной стратегии, о закреплении этой тенденции в деятельности конкретного участника, а также о поисках возможностей расширения его поискового творческого диапазона, предусматривает использование других мыслительных действий, умение переходить от одного действия к другому, от одного этапа к другому и т. д.

Мы предполагаем, что использование тренинга детки («Детская творческая конструктология»), систематическое упражнения детей в творческих умениях приведут к автоматизации, окажется впоследствии в будущих творческих поисках, позволит дошкольникам подготовиться к деятельности, насыщенной новыми нетипичными ситуациями.

Похожее ...

Добавить комментарий