Формирование эстетической компетентности будущего учителя

formirovanie-esteticheskoy-kompetentnosti-budushhego-uchitelya

Формирование эстетической компетентности будущего учителя

Профессиональная подготовка учителя является тем вопросом, что вызывает особый интерес широкой общественности. Ведь в этом вопросе находят свое отражение такие категории, как прошлое, настоящее и будущее. Именно поэтому высказываются оценочные суждения о том, какой была работа учителя в прошлом, какой она есть сегодня и какой она должна быть с учетом требований будущего. Можно видеть в литературе оценки того, как работали учителя в предыдущие исторические периоды и было главным в их труда. Имея соответствующую концептуальную направленность, работники школы стремились привлечь молодежь к овладению определенным опытом познания, обогащали их знания, научные представления о природе, обществе, человеке. И это правильно. Ведь без соответствующего познавательного почвы трудно осознать сущность многих явлений, событий, процессов, которые имеют место в окружающей среде.

Сегодня образовательная парадигма приобретает иной смысл и направленность. На смену гносеологическом подхода в обучении приходит практика, суть которой определяется ценностным отношением к жизни. При этом доминирующую роль занимают взгляды прагматической направленности, связанные с необходимостью получения человеком того опыта, который нужен ей для повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполнения отдельных функций и тому подобное. При таких обстоятельствах возникла потребность в подготовке учителей, которые были бы способны формировать у молодежи соответствующие качества. Переход от гносеологического подхода к прагматическому в педагогике предусматривал внесение соответствующих изменений в программные основы высшей педагогической школы, предоставления ей прикладного характера. От учителя при таких обстоятельствах уже не требуется углубленного погружения в вопросы, связанные с познанием отдельных явлений, процессов, событий. Перед ним стоят задачи по предоставлению определенным явлениям ценностного окраски и на этой основе направления деятельности учащихся в определенном направлении.

Бесспорно, можно спорить, полемизировать, разворачивать дискуссию по тому, насколько это позволяет учителю достигать определенных результатов в развитии, формировании личности. Однако очевидно, что учитель обществу нужен именно тот, который способен удовлетворить конкретные потребности, интересы, программные требования. Сегодня общество находится на переходном этапе своего развития и потому окончательно еще не определены его образовательные приоритеты. Достаточно привести в качестве примера историю с введением 11-летнего срока обучения в системе общего среднего образования. Подобные факты не единичны и свидетельствуют о том, что продолжается в системе образования поиск оптимальных решений, отрабатывается модель школы будущего, которая была способна обеспечить условия для становления и развития полноценной, гармонично развитой личности.

Размышляя над этими вопросами ученые-педагоги в большинстве склонны к мнению о том, что учитель по своей функциональности должно быть не только исполнителем общественных требований, но и одновременно выходить с опережением времени, воспринимать и видеть завтрашний день, моделировать четкую перспективу развития людей, их духовного мира, физической культуры и тому подобное. Именно поэтому сегодня важно не останавливаться в поисках того, который учителя должен готовить высшая школа, какими профессиональными качествами и способностями должны обладать работники образования, призванные готовить молодое поколение к завтрашним дней.

В связи с указанным выше оказывается целесообразным осмысления вопроса об эстетической компетентность учителя, наличие у него опыта, способного вывести его работу на уровень освоения действительности по законам красоты, гармонии, выразительности, целостности и тому подобное. Нельзя сказать о том, что в предыдущие исторические периоды этот вопрос не рассматривался. Оно было предметом внимания ученых, приобретало определенного значения в работе педагогов, но должного и широкомасштабного развития еще не получило. На это были свои причины, среди которых можно назвать такие, как социальные, познавательные, организационные, методические и др. Именно поэтому вопрос эстетической компетентности учителей сегодня еще остается недостаточно изученным, исследованным и таким, что очень медленно решается в условиях практики. К этому вопросу еще очень редко обращаются ученые-педагоги в научных исследованиях, не предлагается четкая и всем понятная система обучения, в которой эстетические параметры приобретали бы определяющего характера.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование бренда образовательного учреждения

Чем вызвано обращение к эстетической компетентности учителя? Ответ на этот вопрос можем найти в системе координат, на которые должно направлять свои усилия педагогическая практика. Ведь известно, что учитель стремится в своей деятельности обогащать учащихся необходимыми знаниями, формировать их готовность к нравственным поступкам, а также раскрывать возможности восприятия, оценки и приумножение прекрасного в жизни и искусстве.

При этом эстетические аспекты труда учителя приобретают все большее значение в условиях, когда общество стремится как можно активнее продвигаться по пути цивилизационного развития, усиления роли духовных и культурных ценностей в жизни каждого человека. При таких обстоятельствах деятельность учителя должна превращаться в качественно новую форму, суть которой заключается в гармонизации отношений человека к себе, природы, других людей и тому подобное.

Вступление педагогической деятельностью эстетического содержания и характера является длительным процессом, в котором ощутимую роль могут играть различные факторы, в частности, развитие культуры учителя, вступления в

необходимых качеств, отношение окружающей среды к вопросам эстетического уровня и др. Но, несмотря на сложность этого вопроса, его решение нужно. И поэтому сегодня важно определять не только роль эстетической компетентности учителя, но и ее составляющие, без которых становятся невозможными освоения действительности по законам красоты, организация учебно-воспитательного процесса в школе с учетом эстетических требований.

Как свидетельствуют данные проведенного исследования, эстетическая компетентность учителя может иметь разную структуру и состоять из нескольких компонентов. Наиболее оптимальным можно считать такое состояние эстетической подготовки учителя, когда в центре его внимания находится три основных аспекта: осознание эстетики человека и его развития; понимание эстетики среды, в которой находится человек; раскрытие возможностей эстетической деятельности человека.

Одним из основных параметров, характеризующий эстетическую компетентность учителя, осознание эстетики человека, важнейших форм ее развития. Обращение к эстетике человека обусловлено тем, что прекрасное аккумулируется прежде всего в тех качествах, которые несет в себе человек, которые она развивает, обогащает, умножает. Воспринимая прекрасное на своем собственном примере и примере из жизни других людей, можно убедиться в необходимости и важности эстетического, его способности вести человека по пути самосовершенствования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Внедрение активных методов обучения

Красота человека и его основных параметров развития должна стать первоочередной для учителя. На это побуждает сегодня педагогика, направленная на развитие личности, формирование человеческого в человеке, его способности воспринимать и оценивать свои действия, поступки, поведение с учетом эстетических требований. Для обеспечения педагогической деятельности, направленной на развитие эстетических качеств учащихся, учитель призван хорошо осознавать то, что характеризует эстетику человека. Именно поэтому эстетическая компетентность учителя должен охватывать такие вопросы, как: красота физического развития человека; красота психического развития человека; красота духовного развития человека; красота творческого развития человека.

Можно видеть, что в своей жизни каждый человек стремится наслаждаться тем, что его окружает, характеризующий условия повседневной жизни, учебы, работы, отдыха. Окружающая среда часто выступает для человека источником вдохновения, познания, творчества. Именно поэтому важно, чтобы по своему содержанию окружающая действительность обогащала человека, вдохновляла его на дальнейшее развитие и самосовершенствование. Но само по себе среду, в которой находится человек, не в состоянии обеспечить указанный связь. Нужны соответствующие действия со стороны человека, его отношение к эстетическим проявлений отдельных предметов, явлений и т. Учитель призван побуждать учащихся к активному взаимосвязи с прекрасным в окружающей действительности. Но для этого он должен быть готовым к указанным действиям, глубоко понимать красоту окружающей действительности.

Эстетическая компетентность учителя отношению к окружающей среде должен охватывать такие вопросы, как: красота природной среды; красота предметной среды; красота социальной среды; красота художественной среды.

Нет сомнения в том, что прекрасное может быть результатом жизненной активности человека, его труда, творчества и тому подобное. Ведь есть красота, созданная природой, одновременно является красота, которую создает своими руками человек.

Именно поэтому важным встает вопрос об осознании человеком тех процессов и результатов деятельности, направленных на эстетизацию повседневной жизни, привнесение в его содержание необходимых проявлений красоты.

Осознание этого заставляет педагогическую практику в эстетического окраски различных видов деятельности человека. Учебная деятельность в школе должна быть не только содержательной, но и выразительной, привлекательной, вызывающей восхищение, положительные чувства и тому подобное. Аналогичным образом должны решаться вопросы организации содержательного досуга молодежи, ее творчества и тому подобное. Для этого работники школы, организаторы учебно — воспитательной работы должны быть готовы к осознанию эстетического содержания различных видов и направлений деятельности учащихся.

Эстетическая компетентность учителя, связанная с деятельностью учащейся молодежи, должно охватывать такие вопросы, как: красота коммуникативной деятельности; красота учебно-познавательной деятельности; красота трудовой деятельности; красота творческой деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше аспекты указанной проблемы должны найти должное осмысления в современной педагогической практике. Будущие учителя в процессе профессиональной подготовки должны получить необходимые знания, умения и навыки для плодотворной организации эстетического образования и воспитания детей и молодежи. Имея должным образом сложившуюся эстетическую компетентность, они способны будут сознательно относиться к решению указанной проблемы, приближать детей к миру прекрасного в действительности и искусстве.

Похожее ...

Добавить комментарий