Формирование инновационных тенденций в деятельности высших учебных заведений

Формирование инновационных тенденций в деятельности высших учебных заведений

Формирование инновационных тенденций в деятельности высших учебных заведений

Формирование инновационных тенденций в деятельности высших учебных заведений

Современная инновационная модель развития экономики предусматривает интеграцию науки, образования и бизнеса и рассматривает знание как производственный фактор. В связи с этим в реализации концепции экономического роста страны на базе инновационного развития ведущее место должны занимать высшие учебные заведения.

Среди основных задач высшего учебного заведения, определенных Законом  «О высшем образовании» является участие в обеспечении общественного и экономического развития государства через формирование человеческого капитала, обеспечение органического сочетания в образовательном процессе образовательной, научной и инновационной деятельности. Университеты, академии и институты кроме проведения инновационной образовательной деятельности должны проводить фундаментальные и / или прикладные научные исследования, является ведущим научным и методическим центром, иметь развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, способствовать распространению научных знаний.

Важными критериями, по которым университету предоставляется статус исследовательского имеется разветвленная инфраструктура и материально-техническая база, обеспечивающая производство научно-образовательной деятельности на мировом уровне, способность внедрять и коммерциализировать результаты, а одним из важнейших прав является право на формирование на своей базе инновационных структуры различных типов (научные и технологические парки, бизнес-инкубаторы, малые предприятия и т.п.).

Инновационность в образовательной деятельности высших учебных заведений проявляется:

— через преподавание дисциплин на собственных исследованиях, интегрированных в самые достижения мировой науки;
— выявление на ранних стадиях интеллектуальной элиты и содействие ее творческому росту;
— формирование научно-технической грамотности и инновационной культуры;
— переподготовка и повышение квалификации кадров с учетом современных инновационных требований;
— подготовка профессиональных кадров по трансферу технологий — технологических брокеров, менеджеров по интеллектуальной собственности и менеджеров по лицензированию;
— активизация научной деятельности студентов и аспирантов на определенных университетом направлениях научных исследований;
— выделение грантов для реализации молодыми учеными собственных научных идей;
— проведение семинаров, тренингов по основам предпринимательства и управленческой деятельности.

Читайте также  Инновационное развитие высшего образования потребительской кооперации

Ключевыми понятиями методологии учебного процесса становятся компетентности и результаты обучения. Основное различие между этими понятиями заключается в том, что результаты обучения формируются преподавателями на уровне образовательной программы в целом и на уровне отдельных учебных дисциплин, составляющих ее, а компетентности приобретаются лицами обучающихся. Таким образом, результаты обучения формулируются в терминах компетенций. Важной задачей на пути внедрения компетентностного подхода на уровне предметных областей (специальностей) является разработка профессиональных и общих компетенций. Профессиональные компетентности определяют профиль образовательной программы и квалификацию выпускника и являются индивидуальными для этой программы. Общая компетентности имеют универсальный, не привязанный к предметной области характер, но способствуют формированию выпускника как личности к выполнению поставленных перед ним задач. Таким образом, применение компетентностного подхода к формированию модели подготовки специалиста современного уровня будет способствовать их конкурентоспособности на мировом рынке труда.

Читайте также  Подготовка специалистов экономического профиля

Перспективным для инновационного развития экономики страны является дальнейшее развитие университетской науки, коммерциализация ее результатов и научное сопровождение внедрения научных разработок в производство. Целесообразным можно считать создание в научных подразделениях высших учебных заведений команд и групп специалистов по внедренческой деятельности с соответствующими функциями, в частности:

Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры

— Команда трансфера технологий — оценка изобретений и их коммерческого потенциала; разработка стратегий управления объектами интеллектуальной собственности; управления портфелем патентов; выбор форм коммерциализации технологий посредством лицензирования или создание малых инновационных предприятий;

— Группа поддержки бизнеса — финансовые менеджеры, юристы, маркетологи, менеджеры по кадрам и административным вопросам, ИТ-менеджеры; обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами новых малых инновационных предприятий; предоставления административных, финансовых, юридических и других услуг;

— Служба «новые предприятия» — поддержка малых инновационных предприятий на ранних стадиях; управления вновь созданными предприятиями;

— Группа менеджеров из активов и инвестиций — управление акциями университета в малых инновационных предприятиях на поздних стадиях развития.

Это позволит не только активизировать научную деятельность высших учебных заведений, но и сохранить и развивать их кадровый научный потенциал.

Похожее ...

Добавить комментарий