Креативная среда вуза — основа инновационной активности специалистов

kreativnaya-sreda-vuza-osnova-innovatsionnoy-aktivnosti-spetsialistov

Креативная среда вуза — основа инновационной активности специалистов

В условиях перманентных изменений внешней среды, постоянно ускоряются, одним из самых эффективных путей развития как национальных экономик, так и отдельных организаций и учреждений является инновационный. В этих условиях инновационно-креативная среда является важным конкурентным преимуществом, поскольку ориентирует все стороны их деятельности на непрерывное создание и коммерциализацию инноваций. Исходя из этого, актуализируется проблема разработки эффективного механизма формирования инновационно креативной среды предприятия или учреждения. Особенно актуальной эта проблема является для высших учебных заведений (вузов), поскольку именно образование и наука влияет на темпы и направления развития НТП практически во всех сферах общественного производства и человеческой деятельности вообще.

Большинство ученых рассматривают креативность как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации. Растущая потребность экономики в специалистах, способных инновационно подходить к любым задач, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и необходимостью жить и работать в быстро меняющихся условиях. Креативность преподавателей пока становится одним из основных факторов создания креативной среды вуза в процессе обучения студентов и источником создания дополнительных преимуществ в долгосрочной перспективе.

Новое системное видение современных социальных, экономических и политических явлений позволяет утверждать, что практически все образовательные учреждения нуждаются перехода к креативным методик преподавания дисциплин как основного источника инновационной активности специалистов в будущем, что, по сути, является созданием и преобразованием научного знания в конкретный продукт, технологию или услугу, а также их распространением для практического использования. Поэтому перед вузов стоит задача создать такую структуру, такие процессы и мотивацию в учебном заведении, которые не создавали препятствия в генерации новых идей, но и вполне способствовали их появлению. Важно то, что креативный процесс, который осуществляется индивидуально каждым преподавателем, проходит каждую стадию коллективного инновационного процесса, осуществляемого на уровне всего вуза. Креативность необходимо воспитывать с детства, много детских креативных поделок на сайте карапондер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Подготовка специалистов в условиях болонского процесса

Основная цель креативной образовательной среды — максимально развить в человеке творца и заложен творческий потенциал.

К основным причинам, которые негативно влияют на формирование креативной личности студента следует отнести: а) несоответствие между содержательной и процессуальной сторонами в учебном материале; б) однообразие форм и методов преподавания обучения; в) слабая методическая и дидактическая обеспеченность реализации креативного подхода к организации учебного процесса и использования его воспитательного и исследовательского потенциала вузов в инновационном развитии потенциала; г) неподготовленность преподавателей к реализации в вузовской практике индивидуально — развивающего обучения.

Обучение, построенное на креативном подходе, позволяет устранить дефицит профессионально-личностных качеств, необходимых для производительных профессиональных действий и общения, включает в себя большие возможности в саморазвитии студентов, поскольку они являются не объектом воздействия, а субъектом обучения.

Формирования креативности как личностной характеристики студента проявляется сначала на мотивационно-личностном, а затем на продуктивном уровне. Процесс развития креативности проходит две фазы:

  1. «Первичная» креативность — общие творческие способности, неспециализированные по определенной сферы человеческой жизнедеятельности. Креативность актуализируется лишь тогда, когда среда содержит образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную наполненность.
  2. «Специализированная» креативность — способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, развивается на продуктивном уровне в 13-20 лет. Индивид или задерживается на фазе подражания навсегда, или переходит к оригинальному творчеству.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Обучение студентов профессионально ориентированным иностранным языкам

Результативность формирования креативной личности будущего специалиста возможна, если в обучении обеспечить: комфортное педагогическое образовательная среда, в котором отношения между преподавателем и студентами строятся на педагогическом взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве; стойку интеллектуальную активность студентов; осознание и осмысление ими учебного материала, структурированного в виде проблемно-коммуникативной ситуации; единство мысли и действий с помощью использования инновационных технологий; реализацию креативного подхода при сочетании традиционных и инновационных технологий при преподавании дисциплин; переход от предметного обучения в личностно-ориентированного образования будущих специалистов.

Критериями оценки эффективности тех или иных форм и методов обучения должны быть не только показатели, учитывающие степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и показатели сформированности определенных личностных качеств, характеризующих различные аспекты развития интеллекта, духовности, креативных способностей студентов. Согласно оценке превращается из одномерного в сложный многомерный, многогранный процесс, как можно полнее учитывает особенности формирования креативной личности.

Креативная среда вуза следует рассматривать как успешную условие для формирования креативности будущих специалистов, ведь это среда оказывает будущему специалисту возможность (самостоятельного или во взаимодействии с преподавателем) формирование индивидуализированной образовательной траектории. Содержание образования, формы и методы формирования креативной личности будущего специалиста в образовательной среде должны максимально сочетаться с особенностями студента в направлении учета интеллектуального развития личности, его когнитивного стиля деятельности и ментального общественного опыта.

Похожее ...

Добавить комментарий