Основы использования компьютерных технологий в процессе обучения языку

Основы использования компьютерных технологий в процессе обучения языку

Основы использования компьютерных технологий в процессе обучения языку

Педагогические основы использования компьютерных технологий в процессе обучения языку студентов высших учебных заведений технического профиля

В статье освещены вопросы педагогически целесообразного использования компьютерной технологии обучения языкам как инновационной технологии обучения. Описаны факты, от которых зависят подходы к использованию компьютерных технологий. Предложенный вид обучения может предоставить студентам и ученикам огромные возможности независимого персонифицированного обучения. Этот вид обучения должен способствовать развитию таких ценных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность, ответственность и трудолюбие, дисциплина и критическое мышление.

В статье рассматриваются компьютерные технологии, которые способны обеспечить качественно новый уровень образования, привести современную выше школу к гуманитаризации содержания образования и гуманизации всей образовательной образования в целом.

Тенденция развития современного общества, его ярко выраженная информатизация вызывает необходимость активного использования средств массовой коммуникации в различных сферах человеческой деятельности. Сегодня общепризнанно, что основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются компьютерные технологии (КТ). Следствием технического процесса стало повышение требований к подготовке профессиональных кадров.

Сегодня только специализированные вузы способны адекватно реагировать на социальный заказ и обеспечивать подготовку специалистов, которые хорошо владеют средствами ИКТ

Это требует от профессионального образования разработки рациональных технологий обучения студентов на основе применения современных многофункциональных информационных средств.

Анализ научных источников показывает, что подходы к использованию компьютерных технологий в обучение зависят прежде всего от таких факторов, как развитие современной педагогики (изменения целей, методов и форм обучения, взаимодействия преподавателей и студентов и т.д.), развитие компьютерной техники, расширение ее технических возможностей (увеличение скорости, памяти, использование новых программ и т.д.). Поэтому на разных этапах процесса компьютеризации обучения менялись подходы к разработке и использованию информационных технологий.

Компьютерную технологию, как инновационную информационную технологию обучения, следует рассматривать не просто как использование новых технических средств обучения, но и как проявление принципов и разработку приемов оптимизации учебного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, конструирование и использование новых программ, анализ использованных методов.

Читайте также  Снижение риска потерь контингента вузов

Педагогические факторы использования компьютерной технологии обучения обусловлены, прежде всего, попыткой обеспечить сократовский подход к обучению, который предусматривает его активный характер. Критическим фактором повышения эффективности любого обучения проявляется и его индивидуализация, обеспечить которую в большой группе почти невозможно.

Компьютерная технология обучения предоставляет студентам огромные возможности независимого персонифицированного обучения, но одновременно требует от студентов умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности, строгого мышления и развитого воображения. Единство всех приведенных требований способствует развитию таких ценных качеств личной, как настойчивость и целеустремленность, творческая активность и самостоятельность, ответственность и трудолюбие, дисциплинированность и критическое мышление.

При разработке компьютерного обеспечения рейтингового контроля знаний студентов в процессе изучения языка было определено дидактические свойства компьютера, а именно:

а) ведение диалога с машиной за разветвленной программе с различными методическими задачами;
б) компьютерная игра, особенно с использованием звукозаписи на различных этапах формирования лексических, грамматических навыков, аудирование, чтение;
в) решение различных коммуникативных задач в предложенных ситуациях общения.

На основе психолого-педагогической литературы определены возможные пути использования компьютерной технологии обучения в процессе рейтингового контроля знаний студентов при изучении ими языка и связанные с этим положительные психологические эффекты, которые заключаются прежде всего в активном индивидуально-ориентированном включении студента в учебный процесс. При этом оперативный обратная связь способствует интенсификации мышления, воображения студентов. Для преподавателя создаются условия объективизации результативности использования собственных методов и приемов обучения.

Целью этой статьи является разработка технологии рейтинговой системы контроля знаний студентов и методики внедрения в современную вузовскую практику.

Таким образом, сегодня требует решения насущная проблема педагогически целесообразного использования именно компьютерной технологии обучения как инновационной технологии обучения. Компьютерную технологию обучения можно использовать при изучении учебных дисциплин цикла общеэкономической, профессионально-ориентированной подготовки.

Любой коммуникативный способ взаимоотношений считается прогрессивным, способствующим развитию цивилизации. Поэтому коммуникацию (или диалог) между различными культурами, некоторые авторы трактуют как «адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам». На таких принципах должны строиться отношения в современном поликультурном мире.

Читайте также  Практический опыт обучения креативности студентов

Выводы. Объективными педагогическими условиями использования компьютерных учебных программ для контроля знаний студентов, определены следующие критерии:

а) овладение компьютерной техникой как обязательным компонентом профессиональной готовности специалиста и фактор его конкурентоспособности на рынке труда;
б) разработка и использование педагогических программных средств для компьютерной поддержки студентов при контроле их учебно-познавательной деятельности в процессе обучения;
в) привлечение будущего специалиста к совместной продуктивной деятельности по разработке и внедрению компьютерных технологий, ориентированных на получение и контроль знаний студентов.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов, как свидетельствуют результаты проведенных исследований, возможна только на основе моделирования процесса обучения студентов с использованием компьютерных технологий, предполагает учет потребностей и интересов личности, ее направления на все более полную самореализацию в труде, познании, общении, высоким уровнем развития коммуникативных способностей, открытостью в отношении всех участников педагогического процесса, высокой эмпатией и толерантностью.

Анализ разработанной модели как особой гносеологической формы может быть понятным, прежде всего, с точки зрения ее различных функций на всех уровнях педагогического познания, а не только в связи с методом моделирования как формализованным по сути способом познания.

Дальнейшие разведки будут направлены на разработку модели рейтинг-контроля, которая будет характеризоваться следующими особенностями:

1) контролю подлежат все виды деятельности, в том числе аудиторная и самостоятельная работа;
2) максимальный балл за каждый контрольный модуль определяется с учетом уровня сложности деятельности;
3) предлагается комплексное использование различных форм контроля в зависимости от вида деятельности;
4) предусмотрено снижение общего коэффициента за первый модуль дисциплины, как один из стимулирующих факторов;
5) по итогам контроля уровень учебной деятельности (усилий) студента оценивается по отклонению фактической оценки прогнозируемой.

Похожее ...

Добавить комментарий