Управление самостоятельной работой студентов

Управление самостоятельной работой студентов

Управление самостоятельной работой студентов

Управление самостоятельной работой студентов в условиях кредитно-модульной системы

Одним из самых актуальных направлений деятельности преподавателя в вузе в условиях кредитно-модульной системы является управление самостоятельной работой студентов.

Известно, что любой вид самостоятельной работы способствует усвоению знаний, выработке творческого мышления и творческих способностей личности. Новые требования предъявляются и к преподавателю, который должен быть не только источником информации, но и владеть технологиями управления обучения студентами с учетом лично-ориентированного подхода.

Опираясь на концепцию учебной деятельности В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, мы рассматриваем самостоятельную работу студентов на основе следующих компонентов:

— осознание цели поставленной учебной задачи; выработки собственной позиции в соответствии с полученной задачи;
— поиск необходимой учебной и научной информации; усвоения собственной информации и ее логическая обработка;
— четкое и системное планирование самостоятельной работы;
— использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
— представление, обоснование и защита полученного решения;
— проведение самоанализа и самоконтроля.

Подготовка преподавателя к управлению индивидуально ориентированным обучением содержит:

— формулировка вопросов, на возможные многовариантные ответы;
— составление заданий для самостоятельного решения, соответствующие следующим требованиям:

Читайте также  Формирование образовательной инновационной инфраструктуры вузов

а) на них не должно быть прямого ответа в книгах, пособиях или конспектах лекций, они должны заставить студентов думать искать аналогии и противоположности, общие признаки, решения проблемных ситуаций.
б) ставить вопрос с целью повышения идеальности системы, процесса производства и тому подобное.

Студенты приходят добровольно на занятия только тогда, когда уверены, что овладеют непонятным материалом под руководством преподавателя.

Каждый студент получает задание от преподавателя, на которые нет ответа в книгах. Если в методической указанию не указано, какие знания нужно иметь студентам на первом (втором …) этапе для решения проблемной ситуации, они обращаются за консультацией к преподавателю.

Преподаватель ориентирует студента на ознакомление с материалом (из определенных научных источников) и на основе аналогии или противоположностей, поиска противоречий и разрешения их, также может помочь решить первый этап проблемной ситуации. Если студент не догадывается, как решить проблему, то преподаватель подсказывает правильное решение первого этапа и ориентирует студента на работу со вторым этапом проблемы.

Читайте также  Подготовка специалистов по бухгалтерскому учету

Заметим, что мышление рождается в проблемной ситуации

Развитие мышления активен в условиях, когда к содержанию учебных материалов привлекаем субъективно-творческие задачи, проблемы теоретического и практического характера, требующих самостоятельного мышления, субъективной творчества.

Преподаватель управляет процессом комбинирования, помогает студенту систематизировать варианты с целью осознанного выбора элементов определенного этапа проблемы.

Важный процесс творчества, даже с помощью преподавателя, а не конечный результат. Но контроль является контроль и качество обучения проверяется через 2-3 занятия после занятий или на занятии в отведенное время. Студент может показать решение проблемы преподавателю и на следующий день или получить консультацию между занятиями.

В конце занятия студент докладывает преподавателю о проделанной работе и получает домашнее задание. Студент знакомится с новым заданием, в случае, если проблема не поняла, просит сориентировать его в определенной литературы.

Управление самостоятельной работой студентов в условиях кредитно-модульной системы вне расписания учебных аудиторных занятий под руководством преподавателей способствует усвоению знаний, выработке творческого и профессионального мышления.

Похожее ...

Добавить комментарий