Веселая логоритмика 1 5 лет. Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» рабочая программа (младшая группа) на тему. Понятие логопедической ритмики

Чистота речи влияет на будущие успехи в школе, и на процесс социальной адаптации. Логоритмика для детей 2-3 лет признана во всем мире универсальным методом улучшения речевых навыков.

В основе логоритмики лежат комплексы упражнений на улучшение артикуляции и дыхания, физической формы, чувства ритма. В результате занятий повышается и умение ориентироваться в окружающем огромном мире, и понимание смысла и порядка выполнения предлагаемых заданий. Маленький человек начинает проявлять себя как творческая личность.

Что это такое

В учреждениях дошкольного образования логоритмика для малышей и детей 2-3 лет применяется в качестве одного из средств коррекционной педагогики. Интегрированная методика, название которой состоит из двух слов – логопедия и ритмика, необходима для улучшения речи, развития музыкального слуха и координации.

Метод успешно применяется российскими специалистами по коррекционной педагогике, особую роль сыграла в его популяризации Екатерина Железнова. Полный комплекс занятий, использующий различные типы игр и тренировок, включает в себя:

  • ходьбу со сменой направления;
  • упражнения на развитие дыхания;
  • гимнастику, улучшающую тонус мышц;
  • артикуляцию стихов;
  • пение.

На каждом уроке малыш сталкивается с музыкой, словом и движением, регулярные тренировки приучают его к режиму, они благотворно влияют на формирование опорно-двигательной, речевой и других систем организма.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Родители не всегда готовы признать необходимость коррекционной педагогики для своих наследников, они развиваются с разной скоростью, и то, что доступно одному в 2 года, второй освоит в 3. Индивидуальность предопределяет систему воспитания. Но в детском развитии до 2-3 лет логоритмика окажется неизбежной, если малыш:

  • заикается;
  • не справляется с нормальным темпом речи;
  • болен дизартрией или ему поставлен диагноз ЗРР;
  • плохо ориентируется в пространстве;
  • не очень быстро осваивает двигательные навыки.

Обратите внимание! Регулярные занятия музыкой и пением, игры, движение быстро решат проблемы с временным замедлением познания окружающего мира и ощущения себя в нем, подтянут и улучшат физическую подготовку

Логоритмика для детей 2-3 лет

На раннем этапе развития образовательное учреждение возьмет на себя организацию обучения. Игровая форма и общество других воспитанников, помогающих друг другу, ускорят усвоение речевых навыков. Но родители не должны полностью перекладывать ответственность на педагогов, чтобы не потерять темп и закрепить достигнутый результат. Игры и упражнения не займут много времени и доставят радость всей семье. Система призвана достичь таких целей, как:

  • тренировка речевых навыков или их коррекция;
  • оздоровление организма;
  • развитие дыхания;
  • совершенствование координации;
  • эстетическое воспитание;
  • улучшение чувства ритма.

В домашних занятиях комплекс базовых упражнений окажется несложен для семьи, игры и скороговорки легко выучить и повторить. Два наиболее популярных цикла занятий основаны на знакомых образов растений и животных, они усилят вовлеченность в процесс и сделают каждый урок не только полезным, но и занимательным.

Дома можно выбирать время и наиболее понравившиеся песни и стихи, настраиваться на внутренние ритмы малыша. Для более старшего возраста добавляются дыхательная гимнастика, пальчиковые упражнения. Занятия следует проводить 2 раза в неделю, ближе к вечернему времени. Родителям придется выделить время на подготовку.

Овощи и фрукты

Фауна и флора традиционно используется в обучении. Упражнения и правила, как заниматься с ребенком, предложены в пособиях и видеоуроках. Они основаны на подражании действиям, происходящим в процессе взаимодействия с пришедшими из сада и огорода растениями.

Малыш вслед за родителями повторяет стихи и выполняет шаги, жесты, приседания, танцевальные элементы. Предлагаются различные задания. Например, во время “соления капусты” малыш читает текст и выполняет движения, имитирующие сбор и рубку кочана, трение моркови, смешивание и посол.

При путешествии в сад или на ферму используются визуальные изображение даров природы, педагог рассказывает о том, как растут фрукты, ягоды, корнеплоды. Далее за родителем или преподавателем повторяются движения, имитирующие сбор фруктов. Допускается прятать в комнате схожие игрушки. Каждое действие сопровождается артикулированным произношением текста.

Животные

Путешествие в мир фауны совмещает стихи и подражательные движения. Ребята танцуют, держа руки на поясе, как жуки, тянут руки вверх, топают. Встретив медведя, начинают косолапить и ходить, переваливаясь с ноги на ногу. Имитируя зайца, начинают вытягивать уши или приседать.

Упражнения наиболее эффективны в группе, когда дети видят движения друг друга. Но в домашних условиях родители могут стать наглядным примером, заранее разучив стихи и движения по видеоурокам. Комплекс быстр и энергичен, хорошо развивает двигательные навыки и умение ориентироваться в пространстве и взаимодействовать в группе.

Логоритмика Екатерины Железновой для детей 2-3 лет

Музыка станет существенной частью тренировок, если использовать специально разработанный комплекс. Систему коррекционной педагогики развивали многие отечественные ученые, но особенно популярна среди родителей логоритмика Железновой для детей 2-3 лет.

Она включает в себя музыкальное сопровождение, необходимо использовать записи-минусовки, дополнительным результатом применения методики окажется развитие фонетического слуха. Простые песни про автобус, мишку, паучка построены таким образом, чтобы максимально содействовать тренировке мускулов, отвечающих за артикуляцию.

Наиболее полезным комплекс окажется для возрастной группы до четырех лет, на этом этапе жизни хорошо формируется слух и склонность к музыке. Логопедическая логоритмика Железновой для детей 2-3 лет станет универсальным способом гармонизировать личность малыша, помочь ему духовно вырасти, но она не должна стать единственным методом.

Дополнительные тренировки и игры, такие как «Почтальон» или «Ветер и деревья» познакомят маленького человека с людьми и явлениями окружающего мира. В них также совмещается комплекс стихов и движений.

Системное использование логоритмики, совмещение занятий с воспитателями и родителями, контроль и коррекция результатов быстро повлияют на развитие малыша и качество его речи. Достигнутые им успехи принесут радость и родителям, стимулируя их продолжать занятия.

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

(МБДОУ «Детский сад № 4»)

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа

«Логоритмика»

(для детей 2 – 4лет)

срок реализации – 2 года

педагог-психолог

Кудряшова Е.Ю.

город Нижний Новгород

2016 год

2. Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на активизацию словарного запаса, развитию крупной и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность . С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Направленность программы : тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Особенности программы : Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Цель программы: Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

  • активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • развивать чувство ритма и умение чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  • развивать слуховое внимание и память;
  • развивать коммуникативные способности детей; творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни;
  • воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.

Принципы построения программы:

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Возраст детей , участвующих в реализации данной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы: 2 – 3 лет; 3 – 4 года.

Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут , так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 1 раз в неделю. Количество часов , на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 9-12 часов в год .

Структура логоритмического занятия:

1.Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы : 2 года. Ребенок может включиться в освоение программы на любом этапе ее реализации.

Формы занятий: игровое занятие.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Количество учебных часов в неделю:

Для детей 2 – 3 лет 15 минут

Для детей 3 – 4 лет: 20 минут

Количество учебных часов в месяц:

Для детей 2 – 3 лет: 1 час

Для детей 3 – 4 лет: 1 час 20 минут

Количество учебных часов в год:

Для детей 2 – 3 лет: 9 часов

Для детей 3 – 4 лет: 12 часов

Ожидаемые результаты работы:

  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • способность правильно выполнять артикуляции звуков;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  • способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
  • улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • улучшения показателей диагностики развития речи;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

3. Учебно – тематический план

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления детей.

2. Развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью.

3. Развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое) и память (двигательная, зрительная, слуховая).

Месяц

№ п/п

Название занятия

Сентябрь

Встреча с белочкой в осеннем лесу

Сидит белка на тележке

Кто грибок найдет?

Гости

Октябрь

В огороде заинька

Зайкина капуста

Лучшая игра

Утенок и его друзья

Ноябрь

Про кота

Кот Василий

Кот и кошка

Утки - беленькие грудки

Декабрь

Зайчик в гостях у ребят

Зайкин дом

Белкина помощница

Чудо-елка

Январь

Подарки Дедушки Мороза

Птичья елка

Мороз и птички

Танюшка

Февраль

Вкусная каша

Аленушка и лошадка

Лошадка

Капризная внучка

Март-

Хозяюшка

Котенок и щенок

Про собачку

Таня пропала

Апрель

Верные друзья

Про петушка

Уточка и курочка

Цыплячий переполох

Май

Радуга-горка

Майский день

Про зеленую лягушку

После дождя

Задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие и фонематические представления детей.

2. Продолжать развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью.

3. Продолжать развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое) и память (двигательная, зрительная, слуховая).

4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

Месяц

№ занятия

Название занятия

Сентябрь

Солнышко и дождик

Тучка

Тучки по небу гуляют

Грибной дождик

Октябрь

Под грибком

Осенние листья

Осень в лесу

Веселый огород

Ноябрь

Репка

Осенние подарки

Да свидания, птицы!

Холодно!

Декабрь

Зима в лесу

Дед Мороз спешит на елку

Украшаем елочку

Наступает Новый год

Январь

Новогодний праздник в лесу

Рукавичка

Снеговик

Кошка и котята

Февраль

Котята и щенок

У бабушки в гостях

Как снеговики солнце искали

Армейская карусель

Март

Как цыплята солнце будили

Новая столовая

В гости к нам пришли матрешки

Весеннее солнышко

Апрель

Весенняя капель

Прилетайте, птицы!

Весенний ручеек

Кораблик

Май

Утренние лучи

Петушок и его семья

Колечко

Бобровый пруд

4. Перспективное планирование

С детьми 2 - 3 лет (I младшая группа)

Месяц

Задачи

№ занятия

Тема

Сентябрь

1. Активизировать словарь по теме: «Осень».

2. Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.

3.Развивать общую и мелкую моторику.

4. Воспитывать положительные эмоции и чувства.

Встреча с белочкой в лесу

Сидит белка на тележке

Кто грибок найдет?

Гости

Октябрь

1.Учить правильному произношению слов по теме: «Животные», «Овощи»

2.Развивать слуховое внимание и координацию движений.

В огороде заинька

Зайкина капуста

Лучшая игра

Утенок и его друзья

Ноябрь

1. Учить правильному артикуляционному укладу при произношении слов по теме.

2. Развивать у детей умение четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением.

Про кота

Кот Василий

Кот и кошка

Утки - беленькие

Декабрь

1. Учить детей говорить выразительно, слушать друг друга.

2. Развивать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью пальчиковой гимнастики.

3. Развивать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.

Зайчик в гостях у ребят

Зайкин дом

Белкина помощница

Чудо-елка

Январь

1.Активизировать и совершенствовать звукопроизношение звуков и слов по теме.

3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

Подарки Дедушки Мороза Птичья елка

Мороз и птички

Танюшка

Февраль

1. Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.

3. Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание.

4. Воспитывать положительные личностные качества.

Вкусная каша

Аленушка и лошадка Лошадка

Капризная внучка

Март

1. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.

2. Продолжать развивать умение согласовывать движения со словами.

3 . Воспитывать бережное отношение к природе.

Хозяюшка

Котенок и щенок

Про собачку

Таня пропала

Апрель

1. Продолжать развивать умение переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью.

2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох.

3. Воспитывать положительные личностные качества.

Верные друзья

Про петушка

Уточка и курочка Цыплячий переполох

Май

1. Развивать у детей координированные движения, умение выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодии.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов.

3. Воспитывать положительные эмоции и чувства.

Радуга-горка

Майский день

Про зеленую лягушку После дождя

С детьми 3 - 4 лет (II младшая группа)

Месяц

Задачи

№ занятия

Название занятия

Сентябрь

1. Учить выполнять движения в соответствии с текстом, координируя движения рук, ног во время ходьбы.

2. Развивать умение внимательно слушать музыку, различать темпы мелодий и двигаться соответственно с темпом мелодии.

3. Развивать мелкую моторику рук, дыхание.

Солнышко и дождик

Тучка

Тучки по небу гуляют

Грибной дождик

Октябрь

1.Продолжать развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, координируя движения рук, ног во время ходьбы.

2.Активизировать словарный запас детей

, Коррекционная педагогика

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности.

Психическое развитие малыша не происходит само по себе по мере роста ребёнка. Для того, чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.

Для родителей и всех специалистов, работающих с детьмис 1 года до 2лет, предлагаю эффективную форму коррекционно-развивающей работы интегрированные занятия, объединяющие работу логопеда, воспитателя и музыкального руководителя (цикл занятий “Логоритмика с пелёнок”). Реализация данного цикла осуществлялась в условиях Чайковского дома ребёнка с детьми в возрасте с 1 года до 2 лет имеющих развитие, соответствующие норме, так и с детьми, имеющих задержку психо-речевого развития.

Новизна данной системы работы заключается в попытке систематизировать коррекционно-развивающую работу данных специалистов с целью поэтапного формирования основ речевого и сенсомоторного развития малышей в норме, так и имеющих какие-либо проблемы развития.

Целью занятий является создание условий для развития эмоционального, социального, речевого и интеллектуального потенциала ребёнка. Формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии (если такие имеются).

Система разработанных занятий решает следующие задачи: диагностические, коррекционно-развивающие, образовательные. Диагностические задачи – включают в себя комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребёнка, на основе которого разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка. Комплексное обследование детей с 1-го года до 2-х лет проводится по “Методике диагностики нервно-психического развития детей” под редакцией профессора В.А.Доскина. Коррекционно-развивающие задачи – направлены на развитие компенсаторных возможностей психики и деятельности проблемного ребёнка, на преодоление первичных и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Образовательные задачи – включают развитие познавательной активности детей, формирование видов деятельности, характерных для детей 2-го года жизни. Цикл интегрированных занятий для детей с 1-го года до 2-х лет был назван “Логоритмика с пелёнок”.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, основанная на использовании связи слова, музыки и движения.

Цель логоритмических занятий для детей раннего возраста – стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и двигательных функций как основы формирования и развития речи. На логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе специалистов, занимающихся развивающей и коррекционной работой: учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя.

В структуру интегрированных занятий с детьми с 1-го года до 2-х лет включаются элементы логоритмики. Практика показала, что такие виды упражнений как упражнения, регулирующие мышечный тонус, развивающие внимание (слуховое, зрительное), мелкую моторику, координацию движений и другие хорошо осваиваются детьми раннего возраста.

Многие виды упражнений интегрированного занятия (вводное упражнение; упражнение на установление эмоционального контакта взрослого с ребёнком; упражнение, регулирующее мышечный тонус; упражнение на развитие мелкой моторики; упражнения на релаксацию и др.) проводятся под музыкальное сопровождение. Совместно с музыкальным руководителем идёт подбор музыкального оформления занятия. Для детей раннего возраста используем как классическую, так и народную музыку.

Музыкальное воздействие способствует улучшению настроения, снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет малышей, формирует чувство темп и ритма.

Количество детей на одном занятии – не более пяти, предполагает работу в парах: взрослый – ребёнок. Занятие проводят учитель– логопед, музыкальный руководитель. Помогают проводить занятия воспитатели. Активное участие на занятиях так же принимают родители, с ними предварительно проводятся теоретические и практические консультации.

Продолжительность занятий 10–15 минут.

Структура логоритмического занятия с детьми в возрасте с 1-го года до 2-х лет включает: вводное упражнение (ходьба); упражнение на установление эмоционального контакта взрослого с ребёнком; упражнение, регулирующее мышечный тонус; упражнение на развитие координации слова с движением; упражнение на развитие мелкой моторики; упражнение на выработку зрительно-слухового внимания; упражнения на развитие речи (активной и пассивной); игру – забаву с игрушкой; упражнения на развитие предметно-манипулятивной деятельности; танец; заключительное упражнение (релаксация).

Цикл “Логоритмика с пелёнок” состоит из 9-ти занятий: “Куколка Катюшка”, “Зайчик”, “Мишка косолапый”, “Белочка”, “Птичка”, “Собачка”, “Лошадка”, “Кошечка”, “Курочка”. Каждое занятие проводится в течение месяца 2 раза в неделю. Тематическая основа занятия не меняется. Рекомендуется менять дидактическое оборудование и речевой материал каждую неделю (по возможности). Например, тема “Лошадка”. На занятиях используются большая и маленькая игрушки лошадки, пластмассовая и мягкая игрушки лошадки, лошадка – качалка и т.п. Также меняются речевое и музыкальное оформление занятия.

Реализация цикла “Логоритмика с пелёнок” для детей с 1-го года до 2-х лет показала эффективность применения данных занятий. Итоговая диагностика позволяет сделать вывод: уровень психо-речевого развития детей, в результате коррекционно-развивающей работы, увеличился по всем основным линиям развития (в среднем на 2 эпикризных срока). Это позволяет включать данный цикл в систему коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми возможностями здоровья, внедрять в практику работы специалистов, занимающихся с детьми раннего возраста. И, безусловно, эти занятия будут интересны родителям.

Приведу пример интегрированного занятия для детей с 1-го года до 2-х лет.

Тема: Куколка Катюшка.

Задачи:

– стимулировать эмоциональное общение;
– развивать зрительное, слуховое внимания;
– развивать активную речь на основе подражательной деятельности;
– развивать понимание речи в каждой конкретной ситуации;
– развивать предметно-манипулятивную деятельность;
– развивать общую, мелкую моторику.

Оборудование:

– погремушки по количеству детей + 1шт. логопеду;
– куколки (высота 15–20 см) по количеству детей + 1шт. логопеду.

Ход занятия

1. Вводное упражнение (ходьба). Взрослые с детьми входят в музыкальный зал. Упражнение “Научились мы ходить” (сл. и муз. Е. Макшанцевой).

Научились мы ходить,
Ножки поднимаем. (Педагог держит ребёнка за руки, ходит с ним по залу.)
Вот как наши малыши
Весело шагают!

2. Упражнение на установление эмоционального контакта. Дети сидят на стульчиках, взрослые напротив детей.

Упражнение “Ладошечка” (рус.нар.песня “Я на горку шла”).

Дай ладошечку, моя крошечка, (Взрослый гладит руку ребёнка.)
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку, моя крошечка, (Ребёнок гладит руку взрослого.)
Ты погладь меня по ладошечке.

3. Упражнение, регулирующее мышечный тонус “Зарядка” (муз. Е. Теличеевой. Сборник “Музыка в детском саду”, выпуск 2).

Ножками затопали топ – топ – топ, (Движения выполняются согласно.)
Ручками захлопали хлоп – хлоп – хлоп, (Текста, взрослые помогают детям.)
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашку съели.

4. Упражнение на развитие координации слова с движением. Педагоги манипулируют детьми, затем дети самостоятельно выполняют упражнения. Упражнение “Прилетели гули”(рус.нар.мелодия).

Ай, люли – люли (Дети машут руками, имитируя взмахи птиц.)
Прилетели гули!
Прилетели, прилетели, (Ручки опускаются на голову ребёнка.)
На головку сели! (Повтор упражнения 2–3 раза).

5. Упражнение на развитие мелкой моторики “Осенний букет”.

1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать! (Загибаем каждый палец ребёнка в кулачёк, разгибаем и разминаем каждый пальчик от основания до ногтя, начиная с мизинца.)
Листья берёзы, листья рябины
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём –
Маме осенний букет принесём! (Показываем ладошку (выполняем упражнение с правой и левой рукой.).)

6. Упражнение на развитие зрительного внимания “Кукла Катя”.

К нам пришла в нарядном платье (Логопед показывает куклу, рассматривает.)
С белым бантом кукла Катя. (Её, показывает как она ходит, бегает и т.п.)

7. Игра с куклой. Р.н.м. “Баю-баю”.

Баю-баю, куколку качаю, (Дети убаюкивают куколок.)
Баю-баю, куколку качаю. (Педагоги помогают Р.н.м. “Светит месяц”.)
Вот как кукла Катя пляшет, (Дети выполняют танцевальные.)
И ребяткам ручкой машет. (Движения с куклой (упражнение повторяется 2 раза).)

8. Танец “Ай – да” (рус.нар.мелодия в обработке В. Попатенко). Взрослые с детьми выходят в центр музыкального зала, вместе танцуют для куколок танец.

9. Упражнение на выработку слухового внимания “Погремушечка звенит”. Развитие активной речи на основе подражательной деятельности.

Куколка Катюшка Принесла ребяткам погремушки. (Логопед звенит погремушкой.)
Погремушечка звенит и ребяток веселит: (Громко-тихо, играет быстро-медленно.)
Та-та-та-та……. (Чётко произносит слоги в разном темпе и ритме, обращает внимание детей на произношение слогов.)

10. Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Упражнение “Погремушечка” (муз. Раухвергера, сборник “Музыка в детском саду”, выпуск 1) – логопед под музыку играет на погремушке, соблюдая темп и ритм музыки; – педагоги вместе с детьми повторяют упражнение.

11. Заключительное релаксационное упражнение. Дети сидят на коленях у взрослых слушают музыку Шуберта “Аве, Мария”. Дети держат кукол в руках, прижимают их к себе.

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

  • Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать .
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

  • Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет


    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Нам всем давно известно, что движения могут частично заменить психотерапевтическое воздействие. Усталость, нервное напряжение, упадок сил можно и нужно «лечить» движениями. А если к движениям присоединяется музыка, пение и слово – целебное воздействие умножается. Логоритмика соединяет в себе и ритм, и звуки (слова), и движения.

Что значит логоритмика? Характеристика и особенности

У многих современных дошкольников диагностируется одновременное отставание и речи, и моторики, — двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Логоритмика, или логопедическая ритмика, – один из методов для устранения речевых нарушений, объединяющий в себе движения, слово и музыкальный ритм.

Ею можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, — не что иное, как логоритмика. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить.

Основная задача логоритмической гимнастики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.

Кому полезны логоритмические упражнения:

  • Детям с общим недоразвитием речи.
  • Детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года).
  • Ослабленным, часто болеющим детям.
  • При дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения).
  • Детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам.
  • При запинках в речи, а так же детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).

Логоритмика развивает не только речь, но и психические процессы, стимулирует физическое развитие. Развитию речи служат игры на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляции, ритма. Чаще всего, одни и те же упражнения достигают нескольких целей одновременно.

Основная черта логоритмических упражнений – почти все они сопровождаются музыкой или пением. Музыка оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на психику ребенка, привносит особый оттенок и помогает сделать упражнения разнообразнее.

Логопедическая ритмика – это:

  1. Различные виды ходьбы с усложнением.
  2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  3. Упражнения на развитие речи без музыки.
  4. Упражнения, развивающие точную моторику.
  5. Пение.
  6. Упражнения на внимание, на регулировку тонуса мышц.

Упражнения, требующие координации внимания, одновременно развивают все виды памяти: кинестетическую (двигательную), музыкальную, слуховую, речевую, зрительную.

Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?

Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.

Влияние занятий на развитие детей:

  • Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
  • Развивается музыкальный слух.
  • Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
  • Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
  • Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.

Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.

Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет?

Все логоритмические упражнения для детей 3-4 лет очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.

На видео презентации песенки — инсценировки известного педагога раннего развития Железновой Е.С.:

Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.

Перед проведением занятий требуется небольшая подготовка – для каждого этапа занятий требуется подобрать соответствующий саундтрек. Это может быть классика, детские песенки, музыка для релаксации, звуки природы.

Невозможно пользоваться жестко определенной программой занятий, все занятия подстраиваются под конкретного ребенка. Если проблемы с моторикой – увеличивается доля соответствующих упражнений, сильнее всего страдает звукопроизношение – следует больше времени уделить пальчиковой и артикуляционной гимнастике.

Ребенка ни в коем случае не следует ругать за неудачи, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Лучше на время отказаться от неосвоенного упражнения, но затем все равно нужно к нему вернуться.

Логоритмические игры и упражнения для детей 3-4 лет

Для индивидуальных занятий можно подобрать материал самостоятельно, или воспользоваться готовыми программами. Главное, чтобы структура занятия включала в себя требуемые компоненты, и при необходимости упражнения сопровождались музыкой.

Логоритмические игры:

  • Дыхательные упражнения

Сдуваем ватку с ладошки, дуем на бумажные снежинки, сдуваем бумажку, приклеенную на кончик носа, дуем на бумажные кораблики в тазу, пускаем мыльные пузыри.

  • Поем гласные

Тянем яркий цветной шнурок из кулачка и поем гласный звук до тех пор, пока он тянется.

  • Игра «Земля, вода, воздух»

На произнесенное взрослым слово «земля» топаем ногами, на слово «вода» имитируем плавание, на слово «воздух» машем руками над головой.

  • Игра «Мы руки поднимаем»

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, качаем головой.
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, их маме подаем,
И бегаем бегом!

  • «Веселые попугайчики»

Предложить детям отстукивать ребром ладошки ритм слогового ряда, предложенного взрослым: та-та-та, та-та, та-та, та-та-та, как попугайчики повторяют каждое слово.

  • Имитация игры на музыкальных инструментах

«Мы пришли и сели, играем на трубе – Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Далее имитируем игру на барабане, трещотках, балалайке и т.д. Можно воспользоваться детскими игрушечными инструментами.

Видео — сюжет занятия по логоритмике с детьми 4-5 лет:

Веселые и разнообразные занятия не наскучат малышу, и взрослым удастся в непринужденной форме достичь важной цели – развить правильную, богатую и красивую детскую речь.