Формирование инновационных тенденций в деятельности высших учебных заведений

Формирование инновационных тенденций в деятельности высших учебных заведений

Формирование инновационных тенденций в деятельности высших учебных заведений

Формирование инновационных тенденций в деятельности высших учебных заведений

Современная инновационная модель развития экономики предусматривает интеграцию науки, образования и бизнеса и рассматривает знание как производственный фактор. В связи с этим в реализации концепции экономического роста страны на базе инновационного развития ведущее место должны занимать высшие учебные заведения.

Среди основных задач высшего учебного заведения, определенных Законом  «О высшем образовании» является участие в обеспечении общественного и экономического развития государства через формирование человеческого капитала, обеспечение органического сочетания в образовательном процессе образовательной, научной и инновационной деятельности. Университеты, академии и институты кроме проведения инновационной образовательной деятельности должны проводить фундаментальные и / или прикладные научные исследования, является ведущим научным и методическим центром, иметь развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, способствовать распространению научных знаний.

Важными критериями, по которым университету предоставляется статус исследовательского имеется разветвленная инфраструктура и материально-техническая база, обеспечивающая производство научно-образовательной деятельности на мировом уровне, способность внедрять и коммерциализировать результаты, а одним из важнейших прав является право на формирование на своей базе инновационных структуры различных типов (научные и технологические парки, бизнес-инкубаторы, малые предприятия и т.п.).

Инновационность в образовательной деятельности высших учебных заведений проявляется:

– через преподавание дисциплин на собственных исследованиях, интегрированных в самые достижения мировой науки;
– выявление на ранних стадиях интеллектуальной элиты и содействие ее творческому росту;
– формирование научно-технической грамотности и инновационной культуры;
– переподготовка и повышение квалификации кадров с учетом современных инновационных требований;
– подготовка профессиональных кадров по трансферу технологий – технологических брокеров, менеджеров по интеллектуальной собственности и менеджеров по лицензированию;
– активизация научной деятельности студентов и аспирантов на определенных университетом направлениях научных исследований;
– выделение грантов для реализации молодыми учеными собственных научных идей;
– проведение семинаров, тренингов по основам предпринимательства и управленческой деятельности.

Читайте также  Преподавание дисциплины «финансовый контроль»

Ключевыми понятиями методологии учебного процесса становятся компетентности и результаты обучения. Основное различие между этими понятиями заключается в том, что результаты обучения формируются преподавателями на уровне образовательной программы в целом и на уровне отдельных учебных дисциплин, составляющих ее, а компетентности приобретаются лицами обучающихся. Таким образом, результаты обучения формулируются в терминах компетенций. Важной задачей на пути внедрения компетентностного подхода на уровне предметных областей (специальностей) является разработка профессиональных и общих компетенций. Профессиональные компетентности определяют профиль образовательной программы и квалификацию выпускника и являются индивидуальными для этой программы. Общая компетентности имеют универсальный, не привязанный к предметной области характер, но способствуют формированию выпускника как личности к выполнению поставленных перед ним задач. Таким образом, применение компетентностного подхода к формированию модели подготовки специалиста современного уровня будет способствовать их конкурентоспособности на мировом рынке труда.

Читайте также  Финансово-экономическая модель образовательных услуг

Перспективным для инновационного развития экономики страны является дальнейшее развитие университетской науки, коммерциализация ее результатов и научное сопровождение внедрения научных разработок в производство. Целесообразным можно считать создание в научных подразделениях высших учебных заведений команд и групп специалистов по внедренческой деятельности с соответствующими функциями, в частности:

Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры

– Команда трансфера технологий – оценка изобретений и их коммерческого потенциала; разработка стратегий управления объектами интеллектуальной собственности; управления портфелем патентов; выбор форм коммерциализации технологий посредством лицензирования или создание малых инновационных предприятий;

– Группа поддержки бизнеса – финансовые менеджеры, юристы, маркетологи, менеджеры по кадрам и административным вопросам, ИТ-менеджеры; обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами новых малых инновационных предприятий; предоставления административных, финансовых, юридических и других услуг;

– Служба «новые предприятия» – поддержка малых инновационных предприятий на ранних стадиях; управления вновь созданными предприятиями;

– Группа менеджеров из активов и инвестиций – управление акциями университета в малых инновационных предприятиях на поздних стадиях развития.

Это позволит не только активизировать научную деятельность высших учебных заведений, но и сохранить и развивать их кадровый научный потенциал.

Похожее ...